К вопросу об инвестиционных перспективах районов
Выравнивание социально-экономического развития всех районов области, а не создание искусственных условий в пользу отдельных территорий в ущерб остальным.
«Готовятся инвестиционные профили и стратегии привлечения инвесторов для каждого района», - рассказал губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов по итогам прошедшего 22 ноября в Ярославле заседания Совета по улучшению инвестиционного климата. Стратегически правильный подход, ведь предприятия и организации, ведущие хозяйственную деятельность, создающие рабочие места, исправно платящие налоги в бюджет, участвующие в социальной жизни территорий присутствия должны привлекаться не только в города. Более того, такие инвестиционные профили и стратегии привлечения инвесторов в районы (причем, во все без исключения районы Ярославской области) могут стать ключевым условием их выживания и новым шагом исполнительной власти региона в отношении к сельским территориям.
Действительно, традиционно более привлекательными для инвесторов в Ярославской области считались «обжитые» участки, расположенные в удобных местах, с основами инфраструктуры, созданными давно, с живущими поблизости работниками. Индустриальный парк «Новоселки» под Ярославлем, индустриальный парк «Тутаев», промышленный парк «Гаврилов-Ям», «Переславский технопарк», заявленные губернаторами Анатолием Лисицыным и Сергеем Вахруковым, привязаны к традиционным промышленным центрам и крупным городам Ярославской области. Действующий губернатор Дмитрий Миронов декларирует новые территории опережающего социально – экономического развития: все в тех же Тутаеве, Гаврилов-Яме, а также в Ростове Великом. То есть снова в непосредственной близости с крупными городами.
Плюсы такого размещения инвесторов очевидны: логистика, кадры, в основном квалифицированные. инфраструктура и так далее. Так, например, территория опережающего социально – экономического развития в Тутаеве предлагает инвесторам следующие выгоды: налог на прибыль – 0%, налог на имущество – 0%, земельный налог - 0%, единый социальный налог - 7,6% вместо 30%, льготное подведение инфраструктуры (до 100% компенсации затрат), кредиты и микрозаймы, индивидуальное сопровождение со стороны администрации района и Правительства области, поддержка на всем протяжении реализации проекта. Да, эти льготы предоставляются лишь в том случае, если новый резидент занимается видом деятельности, не связанным с деятельностью градообразующего предприятия. Но это даже плюс для территории, чем минус. Куда отправится инвестор: в предложенную ему территорию опережающего социально-экономического развития или, к примеру, в далекое Брейтово или далекий Новый Некоуз? Ответ очевиден.
В результате разрыв между территориями, которые получают такие выгодные условия для развития, и всеми остальными, продолжает увеличиваться (а ведь он и без того уже огромен!). Больше всего от этого страдают самые удаленные районы. Увеличение такого разрыва неизбежно бьет по социально-экономической стабильности территорий, которые волей экономических решений вышестоящих властей оказываются предоставлены сами себе. Самостоятельно районам найти сильных инвесторов практически нереально, даже поддерживать существующих сложно. А в итоге искусственный разрыв в создаваемых условиях для инвесторов в перспективе ведет к тому, что из дальних территорий люди уезжают в поисках работы и вытекающих из этого социально-бытовых благ, районы недополучают налоги, социальная инфраструктура остается невостребованной, средства на развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры из местных источников найти невозможно, районы из дотационных становятся глубоко дотационными. Если сохранить предложенную политику без изменений, территория области превратится в слоеный пирог:
- густозаселенные инвесторами территории, которые показывают хорошие результаты и дают положительную в среднем по области статистику;
- сохраняющие жизнь территории, где даже без привлечения инвесторов возможна некая стабильность за счет прочной, созданной еще в советские годы базы или, предположим, транспортных коммуникаций;
- вымирающие территории, где собственная база в годы перестройки и перехода к рыночной экономике была нарушена, а сил для привлечения сюда современных инвесторов попросту не хватило.
В этой связи не может не радовать задекларированное губернатором Дмитрием Мироновым стремление подготовить инвестиционные профили и стратегии привлечения инвесторов для каждого района. При этом видится, что эти профили и стратегии подготовить будет намного сложнее, чем для больших городов и существующих промышленных зон. Потому что проблем в таких районах намного больше, а выгоды для инвесторов неочевидны.
Во-первых, требуется тонкое понимание экономической специфики каждого муниципального района. Стандартные инвестиционные схемы и «дорожные карты», разработанные в областном центре и адаптированные под конкретный район, просто не будут работать. Потому что в каждом районе за историю его существования сложилась своя экономическая специфика. Даже сельское хозяйство в соседних Брейтовском, Некоузском и Мышкинском районах имеет свои особенности, стандартные схемы здесь не сработают, только индивидуальные. А чтобы появились индивидуальные схемы, авторы инвестиционных профилей и стратегий привлечения в районы должны не просто работать с цифрами и кейсами, не просто приезжать в районы на время разработки важных документов. Они должны там пожить, прочувствовать экономическую ситуацию изнутри, пропустить все это через себя.
Во-вторых, важно понимание не только существующих ключевых компетенций того или иного района, но и новых направлений, которые с приходом инвесторов могут там появиться. Можно предположить, что в проекте инвестиционного профиля Брейтовского района будет преобладать агропромышленный комплекс. Можно предположить, что также там будет лесное и рыбное хозяйство, а также – в силу общих тенденций - туризм. Но насколько глубоко будут проанализированы направления сельского хозяйства, определены перспективы для крупных, средних, мелких сельхозтоваропроизводителей? Ведь крестьянин – частник – это тоже своего рода инвестор, в котором заинтересован малый район. Будут ли прописаны способы и инструменты поддержки, к примеру, существующие и потенциальные рынки сбыта для тех, кто решит заниматься в Брейтовском районе сельским хозяйством? Реальная и потенциальная емкость рынка для тех, кто решится сюда приехать – чтобы заранее рассчитать все возможные риски. И множество других деталей, которые имеют значения для привлечения сюда инвесторов. Так должно быть сделано по существующим в районе направлениям деятельности и возможным новым для него. Важно понять, как будут взаимодействовать друг с другом «старые» и «новые» виды деятельности – помогать друг другу или конкурировать между сбой.
Во-третьих, инфраструктурные особенности. Любой внешний инвестор, приходящий сейчас в Брейтовский район, может столкнуться с необходимостью практически с нуля создавать инфраструктуру. Да и уже работающие здесь предприниматели во многом заново эту инфраструктуру создают. Проложить дорогу (а единственный в районе карьер закрыт), провести электричество со всеми необходимыми согласованиями, обустройство канализации, вывоз мусора – готовых производственых площадок, где все это создано, здесь нет. Не говоря уже о газе, как альтернативном более выгоном источнике энергии, который сюда, как известно, еще не добрался. Получается, что на инвестора тяжелым грузом ложится инфраструктурная нагрузка, которая ему неинтересна. Потому что для него это экономически нецелесообразно. И он по-своему будет прав. Получается, что инвестиции в инфраструктуру в помощь приходящим туда инвесторам должно делать государство - читай бюджет. Только так есть шанс заинтересовать инвестора в удаленных территориях.
В-четвертых, кадровые особенности и наличие необходимых человеческих ресурсов. Потенциальный инвестор, приходящий на новую для себя территорию, неизбежно сталкивается с проблемой поиска персонала. Тем более XXI век предполагает, что персонал должен быть квалифицированным, подготовленным, не только с лопатой и граблями умеющий управляться (впрочем, с каждым готом и таких становится всё меньше). Много ли в Брейтовском районе людей, которые смогут управиться со станком с числовым программным управлением или управлять комбайном с бортовым компьютером? Очевидно, что таких людей нужно или воспитывать на месте (а есть ли в районах для этого необходимая образовательная система?), или привозить откуда-то уже обученными, предоставляя им и членам их семей достойные условия жизни. Получается, что на инвестора автоматически падает социальная нагрузка и социальная ответственность, которую он, скорее всего, тянуть не захочет – как и в случае с инфраструктурной нагрузкой, о которой написано в предыдущем абзаце. Дальше – слово в слово: потому что для него это экономически нецелесообразно. И он по-своему будет прав. Получается, что инвестиции в социальную инфраструктуру в помощь приходящим туда инвесторам должно делать государство - читай бюджет. Только так есть шанс заинтересовать инвестора в удаленных территориях.
К сожалению, приходится констатировать, что в современных условиях социально-экономического развития сельские поселения и муниципальные районы не могут себе позволить удовольствие качественно работать с инвесторами. Документы, которые предполагает разработать и представить губернаторская команда – это сложные инвестиционные продукты, которые «на местном уровне», не обладая профессиональными исполнителями, подготовить практически невозможно. Да и реализация их без серьезной поддержки со стороны областных структур тоже маловероятна. В этой связи очень показателен будет инвестиционный форум, который пройдет 14-15 декабря в Ярославле. Если в его повестке дня по-прежнему будут преобладать «городские» инвестиционные программы, значит, районам не следует обольщаться. Если же в повестке будут темы, которые позволят районам учиться работать с инвесторами, а потенциальным инвесторам разглядеть районы и увидеть в них выгоды - значит, ситуация, наконец, начинает меняться.
И, конечно, очень многое будет зависеть от государственной политики в этом сложном вопросе. Даже продвинутой областной власти не изменить сложившийся ситуации, по которой подавляющее большинство инвестиционных и инфраструктурных проектов реализуются в больших городах или радом с ними. Выравнивание социально-экономического развития муниципальных образований, а не создание искусственных условий в пользу отдельных территорий в ущерб остальным – вот на что необходимо обратить внимание. В первую очередь - федеральной исполнительной и законодательной власти. В противном случае появится Россия – лоскутное одеяло в заплатках и Ярославская область – кусочек этого одеяла. Не самая радостная перспектива.
Фото: Татьяна Земскова. При подготовке использованы материалы портала органов государственной власти Ярославской области, страниц губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова и главы Тутаевского муниципального района Дмитрия Юнусова в социальной сети Фейсбук.