Стартовая страницаБудущееПерспективыБрейтовский район оказался в аутсайдерах
Читайте также:

Брейтовский район оказался в аутсайдерах

Таковы результаты итогового «Рейтинга-76». Что делать дальше? 

В Правительстве Ярославской области подвели итоги работы органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в 2017 году. По «Рейтингу – 76», а именно так называется рейтингование местной власти, оцениваются главные направления социально-экономического развития территорий: развитие экономики, сельского хозяйства, инфраструктуры, социальной сферы, эффективность управления, качество решения вопросов экологии и безопасности.

По итогам 2017 года Брейтовский район оказался в так называемой «зоне риска», заняв лишь шестнадцатую позицию из двадцати. Хуже оценили лишь соседей из Некоузского, а также Борисоглебский, Даниловский и Любимский районы. Напомним, что еще в середине 2017 года район находился в группе крепких середнячков и занимал десятое место. Безусловно, к «Рейтингу – 76» есть много вопросов с точки зрения корректности используемых показателей. Очевидно, что удаленным муниципальным районам (в первую очередь, Брейтовскому и Некоузскому) сложно на равных конкурировать с центральными территориями Ярославской области. Но сам факт, безусловно, оказался тревожным. Авансы, полученные Брейтовским районом после визита сюда губернатора в декабре 2016 года, после хороших результатов на прошедших ранее выборах, после активнейшего участия в программе «Десять точек роста», заканчиваются – наступает время давать результаты. Глава района Андрей Перов, вступивший в должность летом 2016 года и получивший хорошие оценки со стороны областной власти, проработал все возможные испытательные сроки и погружения в управленческую реальность – пришло время демонстрировать управленческую эффективность. 

Рисунок: «Рейтинг-76» по итогам 2017 года (страница губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова в социальной сети Фейсбук).

И вот – шестнадцатое место из двадцати. Лидером рейтинга стал Угличский муниципальный район. Победитель в номинации «Прорыв года» – Тутаевский район (с 18-го места в I квартале до 4 места по итогам года). За успехи в развитии туризма отмечен Мышкинский район. Грант за развитие инвестиционного и предпринимательского потенциала получит Переславль-Залесский, за высокие темпы роста сельскохозяйственного производства – Большесельский район. Лучшие показатели по молодежной политике в Некрасовском районе. Очевидно, что Брейтовский район пока не может на равных конкурировать с лидером рейтинга - Угличским районом. Совсем иные (худшие) условия экономического развития здесь по сравнению с Тутаевским районом и Переславлем-Залесским. Сельскохозяйственный потенциал пока не такой, как в Большесельском районе, а туристический – в разы слабее Мышкинского.

Объективных обоснований аутсайдерских позиций много, и все они верные. Вот только дальше так продолжаться не может. Населению Брейтовского района, которое уменьшается с каждым годом, самому Брейтовскому району, который только-только выходит из состояния неизвестности на областной уровне, самой брейтовской власти необходимо ускорение. Времени на раскачку больше нет. Тем более 2018-й – это год выборов Президента России, депутатов Ярославской областной Думы и законодательного собрания Брейтовского района, формирования нового состава Общественной палаты области.

На какие ресурсы может (должна) опереться власть современного Брейтовского района в 2018 году, учитывая тот факт, что крупных и даже средних промышленных предприятий здесь нет, транспортные магистрали лежат в стороне от нашей территории, большие инвесторы пока не стремятся на нашу землю, и газ сюда по-прежнему не пришел?

Первое. Опора на местный, крупный по брейтовским меркам, бизнес.

Основу современной сельскохозяйственной экономики Брейтовского района составляют, по большому счету, несколько организаций – все они известны. Они обеспечивают занятость (даже если рабочих мест несколько десятков – для маленького района и это хорошо), они платят налоги в скудный местный бюджет, они являются визитной карточкой территории, придумывают и реализовывают новые проекты. Очевидно, что администрации Брейтовского района необходимо работать с ними в «ручном режиме», оказывая локомотивам брейтовской экономики максимально возможную поддержку.

Вариантов поддержки, учитывая небольшие возможности органов местного самоуправления, не столь велики, они вообще минимальны, но это не повод оставлять тему в стороне. На уровне современной Ярославской области сегодня дискутируется много направлений, которые могут быть интересны, актуальны и полезны для Брейтовского района: сельскохозяйственная кооперация, возвращение в оборот пустующих земель, идеи создания картофельных, сырных, кролиководческих и других кластеров, разведение рыбы. Все эти направления могут развиваться и в Брейтовском районе, и развивать их могут те крупные брейтовские сельскохозяйственные предприятия, которые твердо стоят на ногах. Пришло время сделать шаг в их сторону - и районной власти, и областной.

Резюме: в Брейтовском районе в 2018 году работающий местный бизнес должен получить уверенность в том, что он - не сам по себе, что областная и районная власти – вместе с ним. Эта уверенность может появиться от регулярных встреч и консультаций, от лоббирующих со стороны районной власти действий, от создания специального консультационного центра – это уже детали. Исполнитель: администрация Брейтовского района, профильные департаменты Правительства Ярославской области. 

Фото: В коптильном цехе Брейтовского  рыбозавода (из архива Брейтовского дома культуры).

 

Второе. Поддержка со стороны «москвичей».

Уникальная природная и экологическая специфика Брейтовского района привели в итоге к тому, что территория полюбилась жителям Москвы, Московской области и даже Санкт-Петербурга. Кто-то сюда приезжает только половить местной рыбки, кто-то облюбовал местные базы отдыха, кто-то пытается развивать здесь бизнес, содействовать социально-экономическому развитию территории, реализовывать масштабные туристические, краеведческие, экологические, культурные, образовательные проекты. Проблема, как и во многих районах не только Ярославской области – это недоверие к «понаехавшим» жителям столиц: и со стороны населения, и со стороны власти. Это недоверие значительно мешает развиваться, приносить на брейтовскую землю новые проекты и инициативы. Но так как эти люди сюда уже приехали, и уезжать не собираются, необходимо выстраивать с ними постоянный диалог и стараться максимально использовать их в интересах Брейтовского района.

В том, что «москвичи» и «питерцы», имеющие опыт ведения бизнеса в больших городах, обладающие различными компетенциями ведения этого бизнеса, могут принести сюда свои наработки – в этом сомневаться не нужно. Нужно способствовать тому, чтобы этот бизнес здесь максимально обжился (не важно, агропромышленный комплекс, туризм, транспортные услуги или что-то еще) оставлял здесь налоги, создавал здесь рабочие места, развивал социальную, коммунальную, транспортную инфраструктуру.

Резюме: в 2018 году необходимо провести (начать) работу по включению условного «неместного» бизнеса в экономику Брейтовского района. При этом этот «неместный» бизнес должен рассматриваться не как только источник налогов, доходов и пр. Он – важнейший участник единого экономического пространства территории, стратегический партнер, который открывает новую страницу местного экономического развития. Исполнитель: администрация Брейтовского района, помощник: департамент инвестиций Правительства Ярославской области, заместитель председателя Правительства Ярославской области, курирующий экономическое развитие и инвестиции.

Фото: В московском Кремле, III всесоюзный съезд колхозников 25-27 ноября 1969 года (из архива Брейтовского дома культуры).

 

Третье. Авторитет местных лидеров общественного мнения.

Брейтовский район веками славился неординарными личностями – достаточно вспомнить генерал-адъютанта Николая Зиновьева, епископа Никанора (Надеждина), прокурора Игнатия Баранова, экономиста Анатолия Баракина и многих других. В современном Брейтовском районе есть немало людей, чье мнение имеет вес не только в местных масштабах, но и далеко за его пределами. Чем хорошо это мнение? Это мнение людей, которые здесь живут, трудятся, своими делами давно уже заслужили уважение и доверие. Эти люди всегда рядом, к ним можно обратиться с вопросом, советом, а то и за помощью. И, что немаловажно, их мнение может отличаться от того, что говорят представители власти или показывают по телевизору – и это хорошо. Поэтому, наверное, такие люди и называются лидерами общественного мнения.

Они могут приносить (собственно, уже приносят) Брейтовскому району большую пользу. Они и дальше могут быть проводниками того курса, который рано или поздно приведут территорию к процветанию. Власть, думающая о будущем района и о своем авторитете, должна дружить с такими людьми. Спрашивать у них совета, предлагать к обсуждению свои идеи, организовывать диалог и обмен мнениями. В этом диалоге будут рождаться простые и правильные идеи, которые затем вместе с лидерами общественного мнения и с жителями можно будет воплощать в жизнь. И не важно, представляет этот лидер Русскую Православную Церковь, брейтовскую районную газету, отделение политической партии или некоммерческую общественную организацию.

Резюме: в 2018 году брейтовская власть должна внимательно посмотреть на тех людей, которые всегда рядом, понять, кто из них есть лидер общественного мнения, и обратиться к ним за помощью. Собственно, все или почти все эти люди известны давно – искать не надо. А обратиться за помощью – не грех. Помогая, человек сам становится сильнее и делает сильным того, кто нуждается. Это может быть Общественный совет Брейтовского района, народное вече или что-то иное – название не важно, важен результат. Исполнители: администрация Брейтовского района, общественная палата Брейтовского района, некоммерческие организации Брейтовского района. 

Фото (в центре): уроженец Брейтовского района Игнатий Баранов, председатель колхоза, заместитель председателя райисполкома Брейтовского района, затем - прокурор Казахской ССР, Мордовской АССР, Алтайского края, Туркменской ССР, Краснодарского края (из архива Брейтовского дома культуры).

 

Четвертое. Взаимодействие с соседями.

Особенность Брейтовского района – удаленность от центра Ярославской области. И это большой минус для его социально-экономического развития. Такой же отрицательной особенностью отличается и его сосед – аутсайдер «Рейтинг-76» - Некоузский район. Схожая во многом ситуация у нескольких районов соседней Тверской области – Весьегонского, Краснохолмского и Сонковского. Ресурсов для развития мало, проблем, мешающих развитию, много. Сильные города, административно принадлежащие разным субъектам Российской Федерации, объединяются для того, чтобы повысить свою эффективность. За примером далеко ходить не надо – созданный в 2017 году «Союз городов «Золотого кольца». Слабые территории могут сделать то же самое.

Да, денег в бюджетах от этого не прибавится, административную целостность областей никто рушить не предлагает, ни о каком, Боже упаси, объединении районов речи быть не может. Речь, возможно, может идти о создании  своеобразного межрайонного штаба по выходу удаленных территорий из социального и экономического забвения: обмен опытом, привлечение авторитетных экспертов (не путать с заезжими шарлатанами), которые помогут таким территориям найти решения для дальнейшего развития. И с точки зрения «Рейтинга – 76» это будет корректно: очевидно, что сравнивать Брейтовский или Некоузский район с Рыбинском или Переславлем-Залесским – это от лукавого, даже если разработать сотню критериев. А вот разработать механизмы поддержки малых территорий, содействовать их вставанию с колен и затем по особым критериям сравнивать эти самые процессы возрождения территории – другое дело.

Резюме: уже сейчас многие брейтовские межрайонные инициативы ждут своего часа и скорейшего объединения – это и туристический проект «исторический дайвинг», и тема больших экологических субботников вокруг Рыбинского водохранилища, и тема Ситской битвы. Если в 2018 году каким-либо образом несколько малых территорий найдут между собой общий язык и договорятся о единых действиях, можно надеяться на положительную динамику, пусть даже не сразу. Исполнитель: администрация Брейтовского и соседних районов, помощник – Департамент общественных связей Правительства Ярославской области.  

Фото: вывоз торфа с болота, 198е годы (из архива Брейтовского дома культуры).

 

Пятое. Активность и стратегия.

Сегодняшняя социально-экономическая жизнь Брейтовского района (как и большинства малых районов Ярославской области) – это тактические действия. Что надо сделать срочно, чтобы не прорвалось, а что можно ненадолго отложить. Как корректно распределить маленький местный бюджет, на что попросить денег у области и потом успеть точно за них отчитаться. Какое мероприятие провести, а от какого, к сожалению, отказаться. Это не имеет ничего общего со стратегическим развитием территории, это больше напоминает латание дыр и попытки сохранить стабильность. И это не вина местной власти, поставленной в такие условия областным и федеральным центром.

Но это совсем не значит, что нужно сидеть и спокойно ждать очередной субсидии из областного бюджета, очередного приезда губернатора, который может что-то полезное привезти в район – оборудование для школы, грузовик асфальта на проект «Решаем вместе» или может даже самого настоящего инвестора. То есть при любых сценариях поведения областной власти, при любом состоянии местной экономики у любой территории должна быть собственная Стратегия социально-экономического развития. Опять же, написанная не заезжими шарлатанами или списанная под копирку у соседей, а своя собственная, выстраданная. Это Стратегия должна определять современное состояние района, существующие и, возможно, новые направления его развития, а также цели, которые район хочет достичь, предположим, через пять или десять лет.

У Ярославской области есть подготовленная в 2017 году Стратегия социально – экономического развития до 2025 года. Некоторые ориентиры этого документа могут вызывать вопросы, многие направления – подвергаться критике или дискуссиям, какие-то показатели могут измениться – под влиянием макроэкономических или политических факторов. Важен сам факт наличия стратегии – направления пути, по которому идет Ярославская область. Есть ли такой документ сегодня у Брейтовского района? Удобный и понятный не только чиновникам, но и всем местным жителями, а также потенциальным инвесторам?

Резюме: в 2018 году у Брейтовского района должна появиться внятная Стратегия социально-экономического развития до 2028 года. Исполнитель: администрация и собрание представителей Брейтовского района, помощники: брейтовский бизнес, авторитетные эксперты уровня Ярославской области, курирующий Брейтовский район заместитель председателя Правительства Ярославской области. 

Фото: колхозники сельхозартели «Трудовик», 1931 год (фото из архива Брейтовского дома культуры).

Титульное фото: рабочие лесопромышленного хозяйства на реке Мологе, 1935 год (из архива Брейтовского дома культуры), использованы материалы Портала органов государственной власти Ярославской области. 

Пока еще нет ни одного комментария. 

Наш Брейтовский район © - сайт о жизни Брейтовского района Ярославской области.

Справочная информация, актуальные новости, обсуждения.
Функционирует с 2015 года. Версия 3.0
Автор идеи, владелец и редактор: Тутариков Андрей (R)
Адреса для связи: breytovo.info@yandex.ru, breytovo.info@gmail.com
Подробная информация о всех возможных способах связи
Разработка: Кононов Дмитрий
Сейчас зарегистрированных посетителей на сайте: 0 Посмотреть подробнее...
Новостная лента RSS 2.0
Закрыть

Вверх