Читайте также:

Для бизнеса границ нет

Экономика – тема №3, которую мы пытаемся анализировать, оценивая возможное объединение Брейтовского, Некоузского и Мышкинского районов Ярославской области. 

Как ни странно, с точки зрения экономической целесообразности мы не нашли ни одного плюса для объединенных территорий. При том, что отсутствие границ, общие правила и алгоритмы экономического развития, единое экономическое пространство – это всегда плюсы для бизнеса. Но в большей степени это плюсы в масштабах государств, может быть, регионов, в меньшей степени – в муниципальных образованиях. Мы постарались субъективно изучить несколько экономических или близко экономических параметров.

Бизнес-аналитики и экономисты имеют, безусловно, свои расчеты и свой взгляд на объединительные процессы. Но кто сказал, что в основе решений, принимаемых на всех уровнях власти и этапах истории, должны лежать исключительно цифры?

  • Первый параметр. Специализация районов.

Сельское хозяйство является важной составляющей экономики всех трех районов. Но, несмотря на то, что они являются соседями, у каждого из них есть собственные «фишки». Экономика Брейтовского района в значительной степени держится на агропромышленном комплексе и лесном хозяйстве. В Некоузском районе есть (или были раньше) достаточно крупные промышленные и торфодобывающие предприятия. Мышкинский район активно развивает туризм и, следовательно, все, что связано с индустрией гостеприимства. При этом с точки зрения координации управления экономическим развитием отличия – в деталях. Каждый из трех районов, планируя свою жизнь, делает акцент на свои экономические особенности и, реализуя их, опирается на свой накопленный опыт. То есть особо эффективен в чем-то своем. Сможет ли власть объединенных территорий сохранить эту экономическую специфику и индивидуальность? Большой вопрос.

Впрочем, сохранить эффективность сложно будет даже в том, что есть во всех районах – в сельском хозяйстве. «Последствия объединения Мышкинского, Некоузского и Брейтовского муниципальных районов для развития сельского хозяйства спрогнозировать достаточно сложно» - это не наш вывод, это вывод Института приоритетных региональных проектов, разработавшего Концепцию и план изменения территориального деления муниципальных образований Ярославской области на основе социально-экономического анализа территорий. 

Есть и другой аспект этой специализации. Сторонники объединения одним из главных преимуществ называет экономию средств на управленческом аппарате, грубо говоря, объединили три района, штат двух администраций сократили, деньги сэкономили. Но вернемся к экономической специализации. Например, в Брейтовском районе сравнительно хорошо развивается сельское хозяйство. По итогам девяти месяцев 2015 года наблюдается значительный рост практически по всем показателям. За сельское хозяйство здесь отвечает отдел по предпринимательству, сельскому хозяйству и потребительскому рынку в составе двух человек. В новой объединенной администрации точно будет отдел, отвечающий за сельское хозяйство бывших трех районов. Два человека не справятся. И четыре не справятся. И даже шесть не справятся. Поэтому никакой экономии бюджетных средств не будет, а вот эффективность управления увеличившейся в масштабах сельской территории снизится. 

Фото: после сенокоса. Брейтовский район.

 

  • Второй параметр. Историческая специфика.

Не будем лукавить. Экономика трех районов была определена и во многом сложилась не сейчас, современные действия властей и инвесторов лишь  дополняют и развивают её, но не формируют заново. В чем-то районам «повезло» в хорошем значении этого слова много десятилетий назад.

Через территорию современного Некоузского района когда-то проложили железную дорогу. Да, это не Транссибирская магистраль. Но это дорога, которая существует и будет существовать вне зависимости от того, что происходит с экономикой Ярославской области и Некоузского района. Будет какое-то количество рабочих мест и всего, что с ними связано. А ведь могли когда-то дорогу проложить в другом месте.

В Мышкинском  районе находится нефтеперекачивающая станция «Палкино», входящая в состав Верхневолжских магистральных нефтепроводов. Здесь же – Мышкинское линейно-производственное управление магистральных газопроводов Общества «Газпром трансгаз Ухта». Это рабочие места, налоги в бюджет, поддержка социальной инфраструктуры района. Вне зависимости от того, что происходит с экономикой Ярославской области и Мышкинского района, они будут качать нефть и газ через территорию района. А ведь могли когда-то трубы проложить в другом месте. 

Фото: экскурсия на Мышкинское ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Ухта». Фото – Евгений Героян.

У Брейтовского района есть Рыбинское море. Его использовать с точки зрения экономики, конечно, сложнее, чем железную дорогу и нефте- и газопроводы. Но, тем не менее, море, созданное давно, будет всегда. Вода может повышаться и понижаться, дискуссии о его эффективности и целесообразности будут продолжаться, но море будет. И это – историческое преимущество Брейтовского района, тоже рабочие места и налоги, даже если они не такие, как хотелось бы. А ведь могли когда-то затопить другие территории.

Экскурс в истории мы сделали для того, чтобы показать: когда-то искусственное вмешательство в экономическое развитие территории (железная дорога, море, трубопроводы) значительно изменили их экономику. Сегодня искусственное вмешательство в территориальное устройство трех районов не сможет столь же значительно изменить их современное экономическое развитие. Это нельзя не замечать. Как нельзя не замечать негативный опыт объединительных процессов предыдущих периодов. Процитируем «Законченный, доработанный вариант альтернативной Концепции объединения районов с центром в г. Мышкин»:

«И множественные объединительные действия, проводившиеся и во всей провинциальной России и в группе северо-западных районов Ярославской области, показали свою глубокую экономическую несостоятельность. Все они - от сноса, «неперспективных» деревень и укрупнения колхозов и сельсоветов до укрупнения районов никогда не приводили ни к повышению уровня местной экономики - ни к приближению населения к власти, ни к сохранению хотя бы минимальной людности объединяемых территорий. Все выдвигавшиеся в этих случаях оптимистические прогнозы в реальности не обретали подтверждений. Существовавший до объединений экономический потенциал территорий весьма существенно понижался, и из хозяйственного оборота совершенно выпадали большие пространства дотоле обрабатываемой земли».

Фото: заброшенные деревни. Брейтовский район.

 

  • Третий параметр. Ресурсы для развития экономики.

Грубо говоря, что нужно для того, чтобы экономика в районе (в области, в стране, в мире) развивалась?

  • Ресурсы человеческие и природные.
  • Ресурсы энергетические.
  • Инфраструктура и коммуникации.
  • Поддержка со стороны органов власти.
  • Инвестиционная привлекательность района, включающая в себя практически все вышеназванные пункты.

Как объединение районов сможет улучшить названные характеристики?

Объединение районов, скорее всего, увеличит внутреннюю миграцию в сторону нового районного центра, но никак не привлечет новые трудовые ресурсы. А вот отток из дальних деревень и сел с большой долей вероятности произойдет. Не появятся после объединения залежи угля и нефтяные скважины. Объединение районов само по себе не станет условием прокладки газа в Брейтовский район. Это во многом зависит от активности областной власти и политики газовой компании. Но объединение, напротив, может окончательно закрыть эту тему: зачем нужно будет вести газ в дальнюю окраину большого района.

Про инфраструктуру, прежде всего, транспортную, мы говорили в прошлый раз. Очевидно, что объединение придаст стимул развитию транспортной инфраструктуры. Но что касается других коммуникаций, полезных бизнесу, такой вывод не столь очевиден.

Поддержка со стороны органов власти вообще мало связана с объединением территорий. Плоха та власть, которая не поддерживает у себя развитие экономики. Вне зависимости от того, сколько квадратных километров находится в её ведении. Вот только поддерживать развитие экономики на территории, которую можно охватить взглядом из рабочего кабинета, гораздо проще, чем делать это из окна автомобиля, добираясь до того или иного предприятия или инвестиционной площадки несколько часов.

Инвестиционная привлекательность района. Если инвестор толковый, если ему требуется площадка для развития – он будет там работать. Если власть толковая, если она понимает важность привлечения инвесторов к себе в район – она будет работать с инвесторами. Точки для взаимодействия можно найти, тем более, если власть работает рядом с тем местом, которое облюбовал для себя инвестор. Какой толк инвестору от огромных размеров территории, если ему интересен конкретный участок?

Размышляя о действиях со стороны власти, отметим, что и для развития существующей экономики, и для привлечения в район инвестиций только местного энтузиазма и рвения недостаточно. Нужна поддержка со стороны региональных органов власти – Правительства Ярославской области. Объединенная администрация новой территории может эффективно взаимодействовать с региональной властью. Точно так же эффективно может взаимодействовать с ней администрация Брейтовского, Некоузского, Мышкинского районов сама по себе. Причем, индивидуально может действовать гораздо эффективнее. Например, возрождение шерстопрядильной фабрики имени Розы Люксембург в поселке Волга Некоузского района. Будет ли время ей заниматься главе нового объединеннонр района, у которого на его огромной территории огромное количество других проблемных объектов и пока еще нерешенных вопросов? 

Фото: закрытая шерстопрядильная фабрика имени Розы Люксембург. Некоузский район.

В конце обзора снова еще раз процитируем авторов «Законченного, доработанного варианта альтернативной Концепции объединения районов с центром в г. Мышкин». «Но ни Институт приоритетных региональных проектов, ни наша аналитическая группа не располагаем доказательной базой для утверждения об улучшении экономики этих территорий или повышения уровня жизни населения». Про уровень жизни населения мы обязательно поговорим в одном из ближайших выпуском. Пока же получается, что совпали три мнения. Институт приоритетных региональных проектов (главный эксперт темы объединения) четких доказательств не имеет. Общественная группа из  Мышкина (альтернативный эксперт) –  не имеет. Наш субъективный анализ указывает на то же самое.

Собственно, еще в феврале 2014 года председатель Собрания представителей Брейтовского района Николай Сорокин несколькими предложениями (опубликованными позже в газете «Брейтовские новости») расставил экономические акценты: «леса сейчас находятся в федеральной собственности, и не будут принадлежать даже объединённому району. Земля фактически находится в частной собственности – ресурсы останутся те же. А для бизнеса границ нет – поэтому и сейчас в Брейтове продаётся некоузский хлеб, а в Некоузе – брейтовская ры­ба».

 

Итог нашего субъективного анализа темы №3 «экономика»:

«За объединение» : «Против объединения» - 0,0:1,0.

Общий счет по итогам трех туров:  

«За объединение» : «Против объединения» - 2,0:2,0.

Продолжение следует.

Предыдущие публикации по теме:

Количественные и качественные показатели

Нежадный туризм

Транспортный вопрос

Пока еще нет ни одного комментария. 

Наш Брейтовский район © - сайт о жизни Брейтовского района Ярославской области.

Справочная информация, актуальные новости, обсуждения.
Функционирует с 2015 года. Версия 3.0
Автор идеи, владелец и редактор: Тутариков Андрей (R)
Адреса для связи: breytovo.info@yandex.ru, breytovo.info@gmail.com
Подробная информация о всех возможных способах связи
Разработка: Кононов Дмитрий
Сейчас зарегистрированных посетителей на сайте: 0 Посмотреть подробнее...
Новостная лента RSS 2.0
Закрыть

Вверх