Жертвы сеток
Некоммерческая ассоциация «Прощеный ручей» бьет экологическую тревогу!
Некоммерческая ассоциация «Прощеный ручей», входящая в группу организаций центра водного спорта «Ветрено» и занимающаяся экологическими и краеведческими проектами на северо-западе Ярославской области, обращает внимание на серьезную угрозу Рыбинскому водохранилищу. Эту угрозу представляют брошенные рыболовные сети. Об этом мы разговариваем с руководителем центра водного спорта «Ветрено», директором Межрегиональной общественной организации «Третий Рим» Дмитрием Радченко.
«Прощеный ручей»: Констатируем печальный факт: уже практически нет, скоро совсем не будет трофейной рыбы на Рыбинском водохранилище. То же самое: практически нет совести или же она единично присутствует у рыбаков и браконьеров, промышляющих здесь рыбой...
Дмитрий Радченко: В подтверждение этого расскажу одну историю. Мы вышли на катере в последние навигационные дни осени 2017 года с надеждой перегнать его в Рыбинск на ремонт. Прошли лишь около двадцати километров, и катер перестал слушаться винта, потеряв передний ход. Малорадостная, надо сказать, история с учетом погоды: осенняя вода не оставляет надежд на выживание при попадании в нее, дрейф по водохранилищу в непогоду навевает печальные перспективы. В нашем случае все обошлось благополучно: к вечеру пришла помощь. А следующим днем с добрым словом и напутствием благочинный Брейтовского округа Рыбинской епархии протоиерей Анатолий Денисов отправил нас со своим отважным экипажем на буксире по месту назначения - в Рыбинск. Куда мы и дошли без особых приключений. Когда подняли корабль на стапеля, то оказалось, что вокруг винта намотан огромный клубок сетки, который и спровоцировал всю описанную выше неприятную ситуацию и операцию по спасению.
К разговору подключается Константин Богданов, руководитель Разведывательно – Водолазной Команды, участник проекта «Затопленные святыни Мологского края» центра водного спорта «Ветрено»: Я участвовал в этом переходе. Примерно в миле-полутора от берега корабль постепенно стал терять ход – при некоторой волне и отжимном ветре. Затем у нас выбивает передний ход вообще. Кораблик небольшой, но вплавь его не оттащить и до берега тоже вплавь не добраться - погода не позволяла. Дальше были два часа подхода к берегу задним ходом и поиск места для якорной стоянки. И только на следующий день - буксировка в Рыбинск. И это лишь малая иллюстрация к проблеме сетей. Мы их не заметили, вернее, заметили поздно, что попали в поле дрейфующих сетей. Они встречаются по всей территории водоёма. Какие-то прибиваются в итоге к берегам, какие-то цепляются за пни и коряги на дне и мотаются на течении годами. И случись намотать сетку на винт в более свежую погоду и дальше от берега…
Дмитрий Радченко: Я вернусь к началу разговора. Зачем ставить сетки в непогоду, когда в девяноста случаях из ста их в ближайшее время уже не снять? Их вообще уже никогда не снять, потому что вся сеть будет забита тухлой рыбой. Проку с ней возиться нет. Сегодня каждый ребенок смотрит прогноз в интернете, а если живешь на море, то можешь легко увидеть - ветер намечается в ближайшее время. Получается, что то, кто выходит в море ставить сети в непогоду, занимается откровенным и запланированным вредительством. Он вредит водоему, вредит себе, вредит тем, кто с этого водоема кормится.
«Прощеный ручей»: А что происходит зимой?
Дмитрий Радченко: То же самое происходит по первому нестабильному льду, который часто стаивает – мы это как раз видели поздней зимой 2018 года. То же самое происходит по последнему льду, когда поставленные сети не успевают убрать или проставляют их по мелководью вдоль нерестилищ, а льдом их сносит. Оставляя гнить тонны рыбы. Многолетнее загрязнение водоема брошенными сетками давно превратилось в катастрофу. Все масштабы «сеточного бедствия» даже трудно себе представить. Мы только лишь видим его последствия по уменьшающемуся и мельчающему количеству выловленной рыбы. Вдумайтесь: каждый шторм выносит брошенные сети. Вдоль берега чуть ли не на каждом кусте висят спутанные комья ,а из песка по всему берегу торчат клочья буйков и замытых веревок. И это лишь малая часть, это те сети, которые стояли на мелководье или были плохо пригружены. А основная часть сетей стоит там, где их бросили. Они годами будут обрастать грязью и ракушкой, прежде чем перестанут бессмысленно убивать рыбное поголовье.
«Прощеный ручей»: Всем понятен посыл и понятна реакция по поводу того, как надо себя вести с тем, кто плюет в колодец, из которого пьют воду люди, живущие рядом. Не понятно, почему эти люди, а их большинство, сейчас смотрят и ждут, когда единичное бессовестное меньшинство оставляет всех и себя в перспективе голодными?
Дмитрий Радченко: Посыл истории простой. Если тема с сетями останется такой, какая она есть сейчас, то в ближайшие десятилетия в нашем Рыбинском море не будет совсем осетровой рыбы, невзирая на усилия по искусственному зарыблению водоема. В обозримом будущем можно забыть о популяции раков. Да и про крупную трофейную рыбу совсем скоро придется забыть.
«Прощеный ручей»: Если кто-то думает, что в этом разговоре мы сгустили краски, он, к нашему глубокому сожалению, глубоко ошибается. Рыбинское море – в опасности! Некоммерческая ассоциация «Прощеный ручей» продолжит публиковать материалы, кричащие об этой опасности. Вместе мы будем предлагать решения, которые помогут Рыбинскому водохранилищу стать чище.
Продолжение следует.