Зачем школьникам удаленных районов дополнительное образование?
Брейтовский район представил свои подходы к развитию дополнительного образования.
В конце ноября 2018 года в Ярославле на базе Института развития образования прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития образования в Ярославской области: итоги 2018 года». В ней приняли участие более 800 человек: руководители и специалисты органов управления образованием, представители образовательных организаций и методических служб, специалисты в области повышения квалификации, педагоги, руководители профессиональных объединений, эксперты в области образовательной политики из Ярославской, Белгородской, Вологодской, Ивановской, Липецкой областей, Севастополя. «Мы организовали площадку для конструктивного диалога, обмена опытом, выработки новых подходов и решений в различных сферах развития образования. Конференция станет важным событием, подводящим итоги года и определяющим задачи на перспективу», - пояснила директор департамента образования Ярославской области Ирина Лобода.
Центральным событием конференции стало пленарное заседание, посвященное актуальным вопросам развития образования. Выступили ведущие российские эксперты, руководители органов образования, методических служб и инновационных площадок. «Национальный проект «Образование» раскрывает стратегические задачи государственной образовательной политики, – отметила Ирина Лобода. – И во многом его успешная реализация будет зависеть от того, насколько точно мы проанализируем современное состояние региональной системы образования, свою готовность к изменениям. Сегодня мы говорим о том, на какой основе мы будем строить дальнейшую работу по повышению качества и доступности образования».
После пленарного заседания работа продолжилась по нескольким секциям: участники обсудили лучшие практики достижения образовательных результатов в общем образовании, роль профессиональных сообществ в формировании единого регионального образовательного пространства, возможности инклюзивного образования и коррекционные практики, новые горизонты развития профессионального образования. С докладом о совершенствовании организационно - управленческих механизмов развития дополнительного образования в Брейтовском районе выступила заместитель главы администрации Елена Мынова. Сайт «Наш Брейтовский район» публикует наиболее интересные части её выступления, получившего высокую оценку со стороны организаторов конференции.
…Когда я впервые услышала о проекте «Доступное дополнительное образование для детей», первые мысли были о том, что нам этот проект ни коим образом не пригодится. Два учреждения дополнительного образования у нас есть, охват детей неплохой, нет конкуренции, так она нам особо то и не нужна. Второй раз с этим проектом я столкнулась в мае этого года на совещании при департаменте образования, причем наш район не был включен в число участников пилотного проекта, мне тогда было обидно: «Почему нас не взяли!?» Спустя некоторое время, в июне, мы попали в проект и создали рабочую группу. На первом этапе очень многие вопросы были непонятны, мы звонили в другие районы, разбирались, спорили. В процессе обсуждения постоянно появлялись какие-то новые мысли, новые идеи. Причем у каждого из членов рабочей группы они были со своим интересом, если говорить проще, то у каждого в конечном счете появлялся свой итог, несмотря на то, что задача у всех одна – реализация проекта. Сегодня я позволю себе рассказать о том, какие в процессе изучения проекта и проделанной работы стратегические направления увидела я, как курирующий это социальное направление руководитель района.
На общее развитие любой территории и на развитие в том числе дополнительного образования, негативно влияет многолетняя отрицательная демографическая динамика. Сегодня у нас в районе всего 765 детей в возрасте от 5 до 18 лет, охват дополнительным образованием в прошлом учебном году составил 47%, к концу 2018 года планируем увеличить до 63%, ну а в перспективе как и все, выйти на уровень 70%. Мы рассматриваем работу со школьниками и совершенствование организационно-управленческих механизмов развития дополнительного образования, как важное условие сохранения в Брейтовском районе социальной стабильности, его выживаемости, а в дальнейшем - как одну из ключевых «точек роста» нашей территории. Прежде всего, отмечу, что реализация приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» послужила для нас хорошим подспорьем в изменении стратегических подходов к совершенствованию в районе дополнительного образования.
Во-первых, включившись в пилотный проект, мы переработали нормативно - правовую базу в сфере дополнительного образования. Ранее она не совершенствовалась много лет, а в рамках реализации проекта ее привели в соответствие с действующим законодательством. Сегодня появляется мониторинг состояния дополнительного образования (ранее его попросту не было, так как учреждения муниципальные и полностью финансируются из местного бюджета. Надеемся, что введение мониторинга на более высоком уровне даст положительные результаты:
- повышение качества предоставляемых услуг;
- возможность изучения потребности и затруднений педагогов и, как следствие, предоставление необходимой консультативной и методической помощи, переобучение имеющихся и привлечение новых специалистов.
Во-вторых, мы стали рассматривать программы и проекты дополнительного образования как важное условие положительного социально-экономического развития территории. Ведь вопрос о развитии и совершенствовании дополнительного образования сегодня особенно важен для таких удаленных и малочисленных районов, как наш, основу которого составляют как традиционные компетенции (сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство) так и новые, например, туризм. Для того, чтобы эти направления развивались, требуется многое, и не в последнюю очередь - кадры. Но кадры сами по себе не появятся. Необходимо расширение спектра дополнительных образовательных программ и создание механизмов интеграции общего и дополнительного образования, обеспечивающее расширение вариативности образования под те задачи, что стоят сейчас перед районом. У нас есть примеры взаимодействия предприятий и организаций с образовательными учреждениями в рамках того или иного направления экономики и ее потребностей. Приведу три примера:
Пример 1. Брейтовская средняя общеобразовательная школа (базовая школа).
На базе школы на протяжении многих лет осуществляется профессиональная подготовка водителей автотранспортных средств категории В,С и В. Срок обучения по каждой из программ - 3 года. Обучение проходят учащиеся 9-11 классов. Оно ведется за счет вариативной части учебного плана. При это есуществует проблема. В связи с тем, что в каждом из классов по 3 часа отводится на профессиональную подготовку, возникает проблема недостаточности часов на реализацию элективных предметов, в том числе нацеленных на подготовку к ЕГЭ. Здесь, на мой взгляд, можно говорить о внедрении новых программ дополнительного образования именно технической направленности. Например, можно учить детей с 12-15 лет узлам, деталям и механизмам автотранспортных средств (автомобиля, трактора), правилам дорожного движения, а старшеклассников 16-18 лет обучать вождению.
Пример 2. Прозоровская средняя общеобразовательная школа.
На базе школы создано школьное лесничество «Зеленый дом» с организацией допрофессиональной подготовки учащихся в области «Лесоводство». Это добровольное объединение учащихся в целях воспитания, расширения и углубления знаний в области ботаники, биологии, геологии и других образовательных наук. Объединение активно сотрудничает с Федеральным лесничеством Брейтовского района, участвует в образовательных, экологических мероприятиях областного и федерального масштабов. В 5 классе введены факультативные занятия «Основы лесоводства» 1 час в неделю, в 6 классе- «Лесоразведение и лесовостановление» 1 час в неделю», в 7 классе «Охрана и защита лесов», тоже 1 час в неделю и так далее до 11 класса. Это на мой взгляд, тоже можно вывести в отдельную программу дополнительного образования.
Пример 3. Покрово-Ситская средняя общеобразовательная школа.
Более десяти лет на базе этой школы работал детский сельскохозяйственный кооператив «Земледелец». Он выращивал овощи и рассаду, разводил калифорнийского червя, который выдает гумус для удобрения почвы. Школьники вели научные разработки, участвовали в областных олимпиадах, международных конкурсах. К сожалению этот проект сейчас не работает.
Налицо связь образовательных школьных программ с экономикой района, с подготовкой специалистов, которые получив далее образование могли бы возвращаться жить и работать в район. Сложилась определенная специализация внутри нашего района: Брейтово - водители и трактористы, Покровское на Сити – земледельцы, Прозорово - лесоводы. В этой связи, по нашему мнению, имеет смысл подумать над расширением сетевого взаимодействия. Целесообразно внедрение модульных разноуровневых программ:
- Шаг 1 – пишется одна базовая программа с несколькими модулями;
- Шаг 2 – каждая школа может выбрать любые модули и их реализовывать под конкретные потребности территории, под конкретные запросы учащихся. Именно здесь важно, на наш взгляд, корректировать, настраивать дополнительное образование под реальные потребности экономики.
- Шаг 3 – обмен программами, который можно рассматривать как сотрудничество образовательных организаций.
В нашем случае в малокомплектных школах района нет специалистов для написания той или иной программы, поэтому они пользуются программами, разработанными в Брейтовской школе. И наоборот, в Прозоровской есть готовый опыт школьного лесничества, почему бы его не внедрить в других школах? Поэтому наше решение следующее. На базе Брейтовской школы создан муниципальный опорный центр дополнительного образования, есть штат, концепция развития, нормативная база. Считаем, что он в перспективе может «замкнуть» на себе все дополнительное образование района:
- выступать единой формой соединения современных потребностей экономики района и существующей системы образования;
- выступать в роли координатора развития и совершенствования дополнительного образования в Брейтовском районе;
- на его основе возможно создание единого банка программ дополнительного образования на уровне района, которые будут более доступными и для педагогов и для родителей, да и для самых продвинутых школьников, которые смогу ознакомиться с имеющимися программами, изучить их и выбрать необходимые.
Есть еще одна острая проблема – отсутствие квалифицированных кадров для реализации программ дополнительного образования, например технической направленности. Социальный заказ со стороны детей и родителей есть, а возможности его реализации нет. Решением этой проблемы могло бы стать привлечение специалистов для внедрения этих программ с не педагогическим образование как раз через опорный центр (в нашем случае это и механики, и лесоводы, и агрономы).
Таким образом, муниципальный опорный центр дополнительного образования будет иметь профильную направленность и может стать центром организации постоянного взаимодействия сферы дополнительного образования с работодателями, учреждениями образования и самими школьниками. И, как следствие этого взаимодействия, – решение вопросов социализации школьников вопросов экономического развития района.
Кстати, несколько слов о социализации детей. Профессиональная подготовка, безусловно, способствует более успешной социализации выпускников, является дополнительным гарантом при трудоустройстве как в городе, так и на селе. А для нас это особенно актуально, так как численность Брейтовского района постепенно уменьшается, молодежь все реже возвращается в сельскую местность. Покрово-Ситская школа с ее кооперативом «Земледелец» - это хороший пример того, как сельский труд органично мог бы войти в содержание образования. Эта проблема занимает наших педагогов, руководителей сельских производств и, конечно, администрацию района. Сейчас необходимо помочь молодежи осознать, что вопреки стереотипам стоит жить там, где родился, работать и быть успешным и счастливым именно там.
У нас есть еще один хороший проект, который на мой взгляд способствует социализации детей. В 2016-2017 годах мы совместно с районной газетой и местной общественной некоммерческой организацией «Прощенный ручей» реализовали учебный проект «Школа юного Брейтовского журналиста». В рамках проекта реализовалась программа дополнительного образования, по которой старшеклассники Брейтовской школы не только учились правильно работать с информацией, правильно говорить и подавать информацию, но так же учились навыкам личной эффективности. По отзывам самих участников проекта, он оказался востребованным и актуальным, некоторым выпускникам помог при поступлении в различные вузы, в том числе и на факультеты журналистики. Администрация района высказала заинтересованность в продолжении проекта с пожеланиями сделать акцент еще и на подготовку молодых кадров для туристической сферы района. В первой половине этого учебного года данный проект у нас на каникулах, но с января 2019-го, надеемся, что он начнет работать.
Наконец, несколько слов о важности внедрения в систему дополнительного образования современных информационных технологий. Время стремительно движется вперед и это движение сегодня сопряжено с массовой компьютеризацией и цифровизацией и экономики, и социальной сферы, и нашей повседневной жизни. И сейчас особенно необходимы новые обучающие программы, отвечающие современным требованиям, без этого становится невозможно жить и работать даже в таком отдаленном районе, как наш. И это тоже очень важное условие социализации детей в обществе, их дальнейшее продвижение вперед.
«Я давно знаком с Ярославской областью, мы вместе сделали очень многое в системе дополнительного образования детей, и среди внедряющих персонифицированное финансирование регион тоже является одним из лидеров, – отметил по итогам состоявшейся конференции исполняющий обязанности генерального директора Фонда новых форм развития образования Максим Инкин. – Есть огромные успехи в сфере дополнительного профессионального образования. Очень хорошо работает Институт развития образования, который сейчас благодаря национальному проекту «Образование» будет трансформироваться в лучшую сторону. Ведь одна из основных наших задач – формировать ценность саморазвития на протяжении всей жизни».
При подготовке использованы материалы страницы Департамента образования Портала органов государственной власти Ярославской области.