Там ему и место?
По итогам 2018-го Брейтовский район на 11-м месте в «Рейтинге-76». И это плохо.
26 декабря 2018 года на расширенном заседании Правительства Ярославской области подвели итоги работы органов местного самоуправления в рамках проекта «Рейтинг-76». Победителем второй год подряд становится Угличский район (и получает за это грант на 20 млн. рублей), последнее место занял Борисоглебский район. Брейтовский муниципальный район – одиннадцатый из девятнадцати. Не победил он и в «дополнительных» номинациях: «Прорыв года» - у Рыбинского района (и грант на 10 млн. руб.), «За создание благоприятного делового климата» - у Ярославля (5 млн. руб.), «За эффективное муниципальное управление» - у Ярославского района (5 млн. руб.), «За эффективную работу по модернизации инфраструктуры ЖКХ» - у Рыбинска (5 млн. руб.), «За активную молодежную политику» - у Тутаевского (5 млн. руб.). «Отрадно отметить, что курируемый мной Брейтовский муниципальный район за год поднялся в общем рейтинге на четыре позиции», - прокомментировал «по горячим следам» заместитель председателя Правительства Ярославской области Роман Колесов. Слабое, надо признать, утешение для муниципальной власти и жителей района. Вообще, северо-западные районы области выглядят по итогам года не в лучшем свете: Некоузский – предпоследнее восемнадцатое место, Брейтовский – одиннадцатое и лишь у Мышкинского сравнительно высокое место – седьмое.
Надежды Брейтовского района победить в номинации «Прорыв года» (его вместе с Даниловским, Любимским, Ростовским называли претендентом) так и остались несбыточными надеждами – победил Рыбинский. Предварительное лидерство района в разделе рейтинга «Инфраструктура» тоже не повиляло на итоговый расклад. Об этой части рейтинга некоторое время назад (по итогам 9 месяцев 2018 года) весьма тонко написал интернет-сайт «Клуб социологов». Чтобы впредь у Брейтовского района не было по этому поводу иллюзий, процитируем «социологов» дословно:
«Вообще, победа в номинации «Инфраструктура» самого инфраструктурно неразвитого района – сам по себе нонсенс. Вдвойне странно, что эта победа носит регулярный характер, поскольку Брейтовский район занял первое место не только по итогам 9 месяцев, но и по результатам 1 полугодия, а в 1 квартале был вторым (уступив лишь Некоузскому). Впрочем, если отталкиваться от названных показателей – результат становится более-менее понятным. Установка энергоэффективных светильников? Ну, допустим. Дело и правда полезное. Но не будем забывать, что Брейтовский район – самый маленький в области. Там всего 166 населенных пунктов. Для сравнения – в соседнем Некоузском районе их 386. Отсюда – и высокая доля «умных» лампочек. Не потому, что местные власти меняют их не покладая рук. А от того, что в масштабе других муниципальных образований их требуется совсем немного. Примерно та же история – с взносами на капитальный ремонт домов муниципальной собственности. Не секрет, что самая большая задолженность по ним – у Ярославля, самого крупного города. В Брейтовском районе количество таких объектов невелико. А в силу малоэтажности обходятся они недорого. Отсюда – хороший показатель. Соответственно, реально оценить работу можно только по двум пунктам (доли муниципальных услуг по выдаче градостроительного плана земельного участка, предоставленных органами местного самоуправления в электронном виде, доли муниципальных услуг по выдаче разрешения на строительство, предоставленных ОМСУ в электронном виде). Да и то рискнём предположить, что муниципалы вряд ли зашились с выдачей разрешений на строительство. Они отвечают только за дома до 3-х этажей и ряд других небольших объектов. И поэтому данная работа вряд ли носит массовый ежедневный характер. При этом, совершенно непонятны значения других, гораздо более важных показателей раздела «Инфраструктура». Допустим, ввод жилья в расчёте на одного жителя. Или собираемость платы граждан за жилищно-коммунальные услуги. Каков уровень кредиторской задолженности ресурсоснабжающих организаций? Насколько велика доля модернизированных объектов водоснабжения и водоотведения? Как дела с благоустройством территорий? Ни один из этих показателей не фигурировал по итогам 9 месяцев. Также не будем забывать, что в Брейтовском районе (единственном в области) полностью отсутствует централизованное газоснабжение и слабо развита дорожная сеть. Но даже несмотря на всё это в Правительстве области его всё равно считают лидером раздела «Инфраструктура». Как говорится, без комментариев».
Фото с сайта: «Клуб социологов» размышляет о лидерстве Брейтовского района в разделе «Инфраструктура» в «Рейтинге – 76».
«Система оценки деятельности власти на местах по ключевым направлениям позволяет оперативно и своевременно выявлять проблемы городов и районов области, оценивать возможные риски в социально-экономическом развитии» - поясняет губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов. Всё так, «Рейтинг-76» наглядно указал на многолетние и недавние проблемы Брейтовского района. Про неблагоприятное историческое наследство (многолетнее наплевательское отношение к сельской глубинке Нечерноземья), про географическую удаленность от главных транспортных, энергетических и прочих потоков, даже про пресловутое отсутствие газа говорить на этот раз не будем: никуда от этого в ближайшее время не деться. Сегодняшние проблемы Брейтовского муниципального района Ярославской области корнями лежат в трех плоскостях – федеральной, региональной, местной. Может ли что-то измениться в ближайшее время?
Федеральный уровень.
Таких районов, как Брейтовский, в центральной части России, к сожалению, великое множество: отсутствие работы, плохая транспортная доступность, проблемы с ЖКХ, низкий уровень и качество жизни и поэтому – отток населения, смертность, которая превышает рождаемость. Сказочное решение проблем таких территорий «снизу» невозможно – это будет, в лучшем случае, латание дыр или локальные «точечные» решения отдельных проблем. Решение, многолетнее, комплексное, должно начаться на федеральном уровне. А этого не происходит. Казалось бы, осенью этого года Ярославская область предложила разумное решение – объявить 2020-й на федеральном уровне Годом села. Возможно, проведение такого Года позволило бы задуматься, понять глубину пропасти, куда попало нечерноземное село, и начать что-то менять. Все верно пояснил курирующий агропромышленный комплекс заместитель председателя областного Правительства Валерий Холодов: «Проведение Года села позволит привлечь внимание общества к вопросам повышения уровня и качества жизни на селе, развития социальной инфраструктуры и обустройства отдаленных населенных пунктов. Безусловно, это будет способствовать и развитию отрасли АПК, внедрению новых форм поддержки фермеров…». Проходит совсем немного времени, и на декабрьском заседании Совета по культуре и искусству Главе государства предлагают вслед за Годом театра (2019) провести Год народного творчества (2020). Владимир Путин комментирует: «Идея хорошая», её начинают активно и в целом позитивно обсуждать заинтересованные сообщества. Судя по всему, не следует нам ждать в ближайшее время Года села.
При этом на традиционной Большой пресс-конференции Владимира Путина в конце декабря про сельское хозяйство было сказано достаточно, приоритеты обозначены. Касаются ли эти приоритеты конкретного Брейтовского района, изменят ли они его жизнь в лучшую сторону? Прочитаем внимательно ответ Главы государства газете «Сельская жизнь», обратив внимание на расставленные экспортные сельскохозяйственные акценты. И сделаем соответствующие выводы.
«…Сельское хозяйство у нас давно национальный проект. У нас поддержка измеряется сотнями миллиардов рублей, и эта поддержка будет продолжена, причём как по крупным хозяйствам, так и по фермерским, по всем сегментам сельского хозяйства.
…Есть направления, по которым мы должны действовать и работать дальше в области сельского хозяйства. Нужно повышать конкурентоспособность, нужно расширять инфраструктуру, в том числе для наращивания экспорта… Это развитие портов, дорог и так далее, поддержка экспорта финансовая. Нужно повысить свою конкурентоспособность таким образом. Ну, конечно, кадры развивать, селекцию, и так далее, и так далее.
…Нужно наращивать производство продуктов высокой степени передела – это мясо и переработка мяса. Ну и, конечно, нужно дальше решать вопросы, связанные с социальным развитием села. Программа социального развития села тоже будет сохранена».
Фото: на пресс-конференции Владимира Путина 20 декабря 2018 г. Сайт Президента России.
Региональный уровень.
Брейтовский муниципальный район, обласканный новым губернатором в первый год его управления Ярославской областью, затем впал в непонятную немилость. Поездки главы региона в район после сенсационного визита в декабре 2016-го назначались несколько раз, в итоге так и не были организованы: то другие дела, то еще что-то, о чем мы не знаем, хотя и предполагаем. Во всех главных сельскохозяйственных отчетах и мероприятиях про Брейтовский район практически не слышно. Проекты развития этой части территории Ярославской области, заслуживающие внимания, можно пересчитать по пальцам, и то они говорят, скорее, не о комплексном внимании областной власти к району, а про разовые (случайные) эпизоды.
О чем говорить, если едва ли не самым ярким информационным примером внимания к Брейтовскому району в конце 2018 года стала информация о том, что здесь в 2019 году будет построен мусоросортировочный комплекс (станции по сортировке отходов планируется разместить в Брейтовском, Первомайском, Пошехонском, Ростовском и Некрасовском муниципальных районах). Сайт «Наш Брейтовский район», узнав об этом, был озадачен: зачем самому маленькому по населению району, где нет фабрик и заводов, мусоросортировочный комплекс?
Мы задали вопросы курирующему эту работу на территории Ярославской области заместителю председателя Правительства Роману Колесову: «Мусоросортировочный комплекс в Брейтовском районе будет сортировать только брейтовский мусор? Куда затем будет направляться сортированный мусор, какова его логистика? Не рассматривается ли этот комплекс как опорная точка для организации нового полигона ТБО? И каковы перспективы старого полигона, заполненного более чем на 90%?» И получили следующие ответы: «В Брейтовском районе планируется разместить мобильный сортировочный комплекс малой мощности. Он будет обслуживать ТКО (твердые коммунальные отходы), образующиеся на территории Брейтовского района. Отсортированные фракции будут прессоваться и храниться для формирования крупной партии. Сбыт таких партий носит коммерческий характер, поэтому сейчас обсуждать конечный пункт преждевременно. Данный сортировочный комплекс планируется разместить при существующем полигоне ТКО или в непосредственной близости. Строительство нового полигона в Брейтовском районе не планируется. Мощности действующего полигона достаточно для объемов Брейтовского района. Эксплуатация мобильного сортировочного комплекса призвана уменьшить объем отходов, подлежащих захоронению».
Порядок в мусорном хозяйстве – это, конечно, хорошо. Но он не приведет к развитию территории, к комплексным положительным изменениям. В бытность предыдущих губернаторов существовала неплохая практика выездных заседаний Правительства Ярославской области в муниципальных районах. Туда выезжали не только губернатор, председатель и члены Правительства, но и директора департаментов, главы муниципальных районов, председатель и депутаты областной Думы. Ситуация комплексно анализировалась, кураторы направлений выступали с докладами, кому-то за нерадивость доставалось, шло коллективное обсуждение, принимались комплексные решения. Сейчас этого нет, а Брейтовскому району такое внимание сейчас не помешало бы. Не помешал бы району сильный лоббист на уровне областной власти, каким был когда-то родившийся здесь Анатолий Александрович Баракин – первый заместитель губернатора области (первый заместитель председателя Правительства Ярославской области). Сейчас такого лоббиста Брейтовского района в областной власти нет, а усилий депутатов областной Думы Ольги Хитровой и Александра Тарасенкова, и так делающих для района больше, чем можно представить, уже недостаточно.
Фото: итоговый за 2018 год «Рейтинг-76».
Местный уровень.
И здесь самое время проанализировать действия районной власти на фоне отсутствия внимания со стороны федеральной власти и слабого внимания со стороны власти областной. С одной стороны, всегда можно сослаться на весьма незначительные законодательные, финансовые, налоговые, инвестиционные и в целом экономические возможности (полномочия) органов местного самоуправления. Сложно что-то системное сделать, когда ресурсов для этого практически нет. С другой стороны, что мешает пытаться эффективно действовать даже в рамках имеющихся полномочий, даже незначительных, и ресурсных ограничений? Ничего не мешает. Более того, в нынешнем раскладе общественно-политических и социально-экономических возможностей именно местная инициатива может стать началом положительных изменений.
Как ни парадоксально, но известная поговорка про «спасение утопающих - дело рук самих утопающих» становится актуальной. Ждать стратегической помощи от федерального центра не стоит. Ждать поддержки со стороны области, наверное, можно. Но она будет приходить, только если область будет видеть постоянную инициативу, беспокойство, активность на уровне местного самоуправления, на уровне местного населения. Более того, в нынешнее, откровенно говоря, сложное время, необходимо искать новые решения, новые идеи. Традиционные формы хозяйствования, взаимоотношений «область – район» не будут работать, привычные формы ведения социальной-экономической работы устаревают.
В своем итоговом интервью газете «Брейтовские новости» глава района Андрей Перов так обозначил приоритеты на 2019 год:
Благоустройство территории. «…Продолжение проекта «Решаем вместе!». В 2019 году мы должны не только закончить благоустройство набережной реки Сить, но и провести ремонт ещё нескольких дворовых территорий в райцентре, ряда объектов в поселениях».
Транспортный вопрос. «…Уже решён вопрос о ремонте дороги к деревне Малый Липовец с привлечением областных и федеральных средств. Нам удалось заключить договор о намерениях на строительство нового причала».
Сельское хозяйство. «…Надеемся, что всё-таки удастся создать сельскохозяйственный кооператив, деятельность которого будет направлена на реализацию сельхозпродукции, производимой нашими предприятиями».
Туризм. «…Нам очень хотелось бы увеличить количество посещающих наш район, что не только сможет повысить интерес к брейтовскому краю, но и станет неплохим подспорьем для тех местных жителей, кто изъявит желание продать гостям продукцию своего хозяйства или сувениры».
Жилищное строительство. «…Одна из главных точек преткновения (мешающая привлекать в район специалистов) – это жильё, точнее его отсутствие. В следующем году будем пытаться войти в региональные программы по обеспечению жильём молодых специалистов».
Решения – верные, направления – правильные. Но всё это – традиционные решения и направления. Это, может быть, позволит как-то решить существующие проблемы, но не позволит двигаться дальше. Для движения дальше, для устойчивого развития района, а по правде говоря, сохранения в нем жизни, необходимы прорывные, в чем-то революционные решения: маркетинг территории, комплексная работа с инвесторами, создание для них режима наибольшего благоприятствования, привлечение неравнодушных сторонников, межрайонная кооперация, активное взаимодействие с теми, кто инициирует на территории Брейтовского района новые идеи, развивает новые направления, поиск лоббистов на всех возможных уровнях. Пожалуй, в этом направлении должна сейчас двигаться власть муниципальных районов Ярославской области, и не только Брейтовского. Только в этом случае будет движение вверх в «Рейтинге-76», в экономическом и инфраструктурном развитии, в росте уровня и качества жизни населения. К сожалению, в этой части у Брейтовского района в 2018 году были проблемы. Сайт «Наш Брейтовский район» надеется, что в 2019-м ситуация изменится в лучшую сторону.
Фото: итоговый за 2018 год «Рейтинг-76».
При подготовке использованы материалы сайта Президента России, Портала органов государственной власти Ярославской области, страницы заместителя председателя Правительства Ярославской области Романа Колесова в социальной сети «Фейсбук», сайта «Клуб социологов», газеты «Брейтовские новости» от 27.12.2018 г.