Стартовая страницаЗатопленные святыни Мологского краяНовости проекта«Сокровища «Рыбинского моря»: как современные технологии возвращают нам Мологу».
Читайте также:

«Сокровища «Рыбинского моря»: как современные технологии возвращают нам Мологу».

Русское географическое общества об итогах первых исследовательских сезонов и планах проекта «Затопленные святыни Мологского края».

16 января 2019 года, в преддверии очередного сезона исследовательского и туристического проекта «Затопленные святыни Мологского края» сайт Русского географического общества опубликовал специальный материал «Сокровища «Рыбинского моря»: как современные технологии возвращают нам Мологу». Сайт «Наш Брейтовский район» публикует этот материал, дополнив его своими небольшими комментариями.

На дне Рыбинского водохранилища затоплено около восьмисот сёл и деревень, четыре монастыря, несколько усадеб и более пятидесяти храмов. Несмотря на разрушения, многие объекты сохранили очертания и представляют немалый исторический интерес. Самым успешным исследовательским проектом стали «Затопленные святыни Мологского края». Что узнали специалисты? Какие тайны стали явью благодаря многолетним исследованиям? И почему нам так интересна затопленная территория некогда богатого и прекрасного Мологского края? Подробности в нашем материале.

Подлёдный лов

Волга скована льдом. В районе Рыбинского водохранилища её глубина доходит до 30 метров. Трудно представить, что где-то на дне распростёрся древний город Молога – вечный символ насилия человека над природой.

Фото: Югская Дорофеева пустынь.

В феврале в Брейтовском районе Ярославской области примерно в 12 километрах от суши начнётся четвёртый исследовательский сезон проекта «Затопленные святыни Мологского края» («Наш Брейтовский район»: правильнее все-таки говорить о третьем сезоне – первые полноценные исследования начались зимой 2016-2017 годов, до этого шла в основном исследовательская архивная работа). На этот раз Разведывательно-водолазная команда Константина Богданова вместе с Центром подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) постараются подтвердить или опровергнуть одну из легенд, связанных с усадьбами Мусиных-Пушкиных. («Наш Брейтовский район»: кроме Разведывательно-водолазной команды и Русского географического общества участниками проекта являются центр водного спорта «Ветрено», загородный семейный комплекс «Лесной Берег», некоммерческая ассоциация «Прощеный ручей» (Брейтовский район), общественная организация «Третий Рим»).

Подводные исследования на дне искусственного моря возможны только зимой. Летом дно покрыто толстым слоем ила, и рассмотреть то, что скрыто под ним, невозможно. Кроме того, в холодное время года дайверам не мешают волны, а по льду легко добраться до нужного места. 

Рисунок: в какой точке Рыбинского водохранилища находится затопленная Молога.

Константин Богданов:

«Мы исследовали усадьбу Мусиных-Пушкиных Иловна. Вода покрыта толстым слоем льда, на дне ничего не видно, работали с фонариком. Но это мне не мешало ориентироваться под водой: рисунок на полу усадьбы находил с первой попытки. Потом однажды мы погрузились в марте в ясную погоду. Снег растаял, но лёд оставался. Я спустился вниз и оказался поражён – дно освещали яркие лучи солнца. Всё видно без фонарей. Весь фундамент, набережная. Каждый камешек. И я, с одной стороны, подплыл, с другой – всё никак не мог найти тот рисунок на полу – так изменились очертания. И вот я наконец нашёл и понял – это пол не входной группы, а столовой или кухни. Но самое главное – остатки старинной усадьбы и сохранившаяся набережная встали передо мной во всей своей красе».

В этот раз специалисты  попытаются найти скульптуры львов от набережной рядом с усадьбой Мусина-Пушкина Иловна, которую незадолго до революции спроектировал и отреставрировал известный архитектор Александр Таманян. Старинная усадьба Иловна когда-то стояла на берегу реки Мологи в 23 километрах от города. Алексей Иванович Мусин-Пушкин был обер-прокурором Святейшего синода и директором Академии художеств, это он обнаружил и подарил миру уцелевший экземпляр «Слова о полку Игореве». Естественно, что родовое имение человека такого ранга считалось одним из самых богатых и красивых во всей губернии. Дворянский дом Мусиных-Пушкиных был жемчужиной усадебного зодчества. К первой половине XIX века она включала в себя трёхэтажный каменный дом, каменную церковь и ветряную мельницу. Перед затоплением все строения усадьбы разрушили. Сейчас это место – самый центр Рыбинского водохранилища. Но Константин Богданов верит, что удача им улыбнётся и на дне покажутся мраморные изваяния. Как они выглядели, можно оценить по дореволюционным фото и акварелям. 

Фото: город Молога до затопления.

Исследователи говорят: даже в таком виде усадьбы таят немало тайн. Так, в прошлом году, исследуя ещё одну усадьбу, принадлежавшую роду Мусиных-Пушкиных, Борисоглеб, дайверы обнаружили люк погреба. Неподалёку обнаружилось и большое количество битых бутылок, датируемых концом XIX – началом ХХ века. Вскрывать его не стали, предположив, что это если и был погреб для хранения спиртного, то за годы советской  власти, когда в здании усадьбы располагался сельскохозяйственный техникум, пытливые студенты наверняка изучили содержимое и этого подвала. Значительным событием стало обнаружение фундамента церкви Преображения Господня. Водолазы нашли следы трёх алтарей и прекрасно сохранившийся фундамент колокольни, которая была разрушена и разобрана в первые годы советской власти. 

Константин Богданов:

«Усадьба Иловна и церковь находятся на глубине от 1,5 до 8 метров. Там мы работали в одном квадрате, стараясь зафиксировать как можно больше деталей. В рамках нашего проекта, конечно, это немало, но если сравнить со всей затопленной территорией – это одна миллиардная часть. Открытий хватит на всех».

«Наш Брейтовский район»: 16 января 2019 года в эфире телеканала «Первый Ярославский» (программа «В тему») руководитель центра водного спорта «Ветрено» Дмитрий Радченко рассказал и о других задачах сезона 2018-2019 годов:

«У нас есть история. И идея найти львов, которые, стояли по двум сторонам лестницы, спускающейся к воде, которые, скорее всего, чуть заилены. У нас есть задумка найти родовой склеп Мусина-Пушкина».

Как Молога стала русской Атлантидой

Молога – провинциальный городок в 32 километрах от Рыбинска. Советский Союз стремительно развивался. Нужна была широкая судоходная Волга и дешёвая энергия. 14 сентября 1935 года Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) решили строить Рыбинский и Угличский гидроузлы. По первоначальному проекту подпорный уровень Рыбинского водохранилища должен был составлять 98 метров, что не требовало затопления Мологи. Но в январе 1937 года проектируемый уровень повысили до 102 метров. Это позволяло увеличить установленную мощность Рыбинской ГЭС с 220 до 330 МВт и создать более ёмкое водохранилище, но почти вдвое увеличивало количество затапливаемых земель. Город Молога с 800-летней историей лежал на отметках 98–101 метр над уровнем моря и попадал в зону затопления. 

Фото: город Молога до затопления.

Осенью 1936 года мологжанам и жителям окрестных селений объявили о грядущем переселении. Шесть старинных монастырей и множество церквей подлежали уничтожению, более 150 тысяч человек должны были покинуть обжитые места и уехать в неизвестность. Переселение жителей началось весной 1937 года и длилось четыре года. К весне 1941 года город опустел, все постройки перенесли или разрушили. Окончательно город затопили в 1946 году.

Строительством Угличского и Рыбинского гидроузлов занимался «Волголаг» – подразделение «Дмитровлага». В 1936 году в нём находилось 19 420 заключённых, накануне Отечественной войны лагерь достиг максимума за все годы своего существования: на 15 марта 1941 года в нём находилось 97 069 человек. Заключённые вырубали деревья, взрывали церкви – уничтожали крупные объекты, которые могли помешать судоходству. Богоявленский собор после первого взрыва лишь поднялся на небольшую высоту и, без повреждений, опустился на место. Уничтожить его удалось только после четвёртой попытки. 

14 апреля 1941 года перерыли последний проём плотины. Неспокойные воды трёх рек – Волги, Мологи и Шексны – встретили на своём пути сопротивление плотин и вышли из берегов. Огромное пространство суши стало постепенно заполняться водой. Так появилось известное нам Рыбинское водохранилище.

Фото: город Молога, Богоявленский храм.

Памятники русской Атлантиды

Впервые река Молога упоминается в летописях 1149 года. Люди заселились здесь не позднее ХIII века. В Мологе проходили ярмарки, знаменитые на много вёрст вокруг. Иностранцы – греки, литовцы, поляки, немцы – привозили сюда свои товары, чтобы обменять их на сырьё. Большим спросом пользовались различные меха. В XVII веке в Мологе было 125 домов. Из них 12 принадлежали рыбакам, которые ловили рыбу и поставляли её к царскому столу. К концу XVIII века на городской территории была ратуша, три церкви – две каменные и одна деревянная – и 289 деревянных домов. В 1767 году в традициях русского зодчества был возведён Воскресенский собор. Рядом с городом красовался величественный Афанасьевский монастырь. Тогда же город получил свой герб, на котором был изображён медведь с секирой. К XIX веку Молога стала портовым городом – многие суда грузились и разгружались там разнообразными товарами. В городе работали 11 заводов, банк, почтовое отделение, телеграф, монастырь, церкви, библиотеки, учебные учреждения.

В Мологе была открыта одна из первых в России гимназических школ. В ней желающих обучали фехтованию, игре в кегли, езде на велосипеде, учили столярному искусству. В городе проживало около 6000 населения. В ХХ веке население города увеличилось до 7000 человек. Здесь насчитывалось девять учебных заведений, шесть соборов и церквей, множество заводов и фабрик.

Историки говорят, что можно долго сокрушаться по поводу затопления поволжских земель, но без каскада водохранилищ Волга не стала бы судоходной, а промышленность не смогла бы выстоять в Великую Отечественную войну без электроэнергии, которую вырабатывали поволжские ГЭС. Осенью 1941 года были захвачены Калининская и Иваньковская ГЭС, а Рыбинская ещё не была достроена. Только своевременное её подключение позволило не прекращать производство в Москве.

Возвращение из небытия

Дайверы Мологский край называют «Подводный град-Китеж». Он давно центр притяжения для водолазов со всей страны, а в последнее время привлекает не только романтиков, но и учёных. Проект «Затопленные святыни Мологского края» создала Разведывательно-водолазная команда вместе с Межрегиональной общественной организацией «Третий Рим» под руководством Дмитрия Радченко для системного изучения затопленных архитектурных объектов на дне так называемого Рыбинского моря. По словам одного из участников проекта Алексея Иванова, всё началось в 2013 году с предложения «выйти на лёд» и попытаться найти затопленные сёла в районе Рыбинского водохранилища. Долгие разговоры об истории создания водохранилища и о том, как огромная, плотно заселённая территория выглядела до затопления, привели к тому, что вопрос «а что же там осталось?» уже не давал исследователям покоя. Началось изучение карт, архивных документов и фотографий. Многие из них, к счастью, сохранились в Музее Мологи в Рыбинске. Основу экспозиции составили коллекции Мологского краеведческого музея, ликвидированного в 1936 году. Ежегодно музейное собрание пополняется новыми экспонатами, вещами, переданными мологжанами, а также предметами, собранными во время экспедиций на Рыбинское водохранилище.

При поддержке Русского географического общества Разведывательно-водолазная команда исследует подводные храмы, монастыри и усадьбы. Снимают фото и видео, чтобы на их основе построить 3D-модели и любой пользователь интернета мог увидеть то, что скрыто от глаз на дне водохранилища. Иловна стала первой в череде грандиозных планов дайверов Разведывательно-водолазной команды.

Константин Богданов:

«Сначала на нашу работу все смотрели косо, крутили у виска. Подводные исследования? Кому это надо? Что вы там найдёте, если всё взорвано. Но я хотел убедить общественность, что в наших руках огромный потенциал для развития исторического дайвинга. Настоящий, а не легендарный град Китеж. Рыбинское водохранилище с его затопленными селениями – а Молога всего лишь самое крупное, но не самое интересное – настоящий подводный музей огромной исторической и туристической ценности. Каждый, кто спускается под воду, – первый посетитель этого музея, потому что он движется новым, но определённым командой проекта маршрутом. Он – создатель этого музея, потому что может найти что-то, что приумножит знания об исследуемой территории. И он – хранитель этого музея, поскольку будет распространять информацию о Волжском Китеже. Невозможно спуститься на дно, увидеть то, что там находится, и остаться равнодушным».

В прошлый сезон со дна водохранилища дайверы подняли фрагмент колокола с изображением святителя Николая Чудотворца. Благодаря современным технологиям в колокольной мастерской Московского Данилова монастыря специалисты смогли «восстановить» его облик и звучание. Послушать его можно здесь.

Фото: во время погружений на дно Рыбинского водохранилища.

Находки в усадьбе Иловна только укрепили интерес и уверенность команды в успехе проекта. Водолазы также обследовали места, где находились сёла Ветрино, Леонтьевское и Борисоглеб. В последнем они выявили, предположительно, остатки фундаментов усадьбы, храма и причала. В Ветрине обнаружили фрагменты разрушенных построек, церквей и оград. А на месте монастыря Югская Дорофеева пустынь, недалеко от города Рыбинска, водолазы нашли фундамент монастырской колокольни, стен  и несколько металлических элементов, которыми были украшены постройки монастыря.

Константин Богданов:

«В том, что мы делаем, есть определённый Божий промысел. С нами работает отец Иннокентий, эконом московского мужского Свято-Данилова монастыря. Где искать фундамент церкви Преображения Господня в селе Иловна, мы знали предположительно. Взяли единственную дореволюционную фотографию усадьбы, снятую с воды. Прикинули, вроде там, но гложут какие-то сомнения. Поверх льда красной гуашью дети начертили контур усадьбы и набережной, сопоставив рельеф, карты и последние фото. Походили, отец Иннокентий говорит, нет, давай не там, а чуть в другом месте лёд прорубать. Прорубили. И что бы вы думали? Полынья оказалась как раз над алтарём храма. Когда отец Иннокентий погрузился, он в него прямо упёрся»

Короткий зимний период исследователи используют для подводных погружений, остальное время обрабатывают полученные результаты. Их команда представила в мультимедийном формате, совместив технологии трёхмерного моделирования и дополненной реальности. А это, без преувеличений, колоссальная работа и готовые материалы для выставок и музеев. Например, чтобы создать 3D-модель подводного памятника, нужно подготовить десятки тысяч снимков и видеоматериалов. С помощью метода фотограмметрии им уже удалось воссоздать 3D-модель набережной усадьбы Иловна и усадьбы Борисоглеб. Увидеть Мологский край в трёхмерном пространстве можно с помощью мобильного приложения. Чтобы придать изображению объём, достаточно показать смартфону установочные снимки.

Константин Богданов:

«Только представьте, как это может выглядеть. Вы прочитали историю Мологского края, эту статью или вам рассказал гид. Сели на берег Волги, включили приложение, посмотрели, где что находилось и как это выглядело. Затем вы надели водолазный костюм и спустились на дно, увидев то, что осталось. Это живая и очень объёмная история. 

Сейчас много спекуляций на счёт того, чтобы изменить уровень, осушить городища и чуть ли не отстроить храмы и монастыри заново. Жизнь продолжается. В том, что Рыбинское водохранилище построили, была экономическая и политическая целесообразность. Цена высокая, но у истории нет сослагательного наклонения. Надо сохранять и исследовать то, что осталось. В той же Ярославской области столько заброшенных храмов, что говорить про возрождение Мологи просто неприлично».

Находки подводных экспедиций экспонировали в центре водных видов спорта «Ветрено» Брейтовского района Ярославской области и на международном туристическом форуме «Visit Russia». Глава региона Дмитрий Миронов представлял проект развития исторического дайвинга в Рыбинском водохранилище на Петербургском экономическом форуме. Собранный материал лёг в основу документального фильма «Из глубин Рыбинского водохранилища» и фотоальбома «Затопленные святыни Мологского края». Впереди – новый сезон и новые открытия.

Для отечественной культуры дно Рыбинского водохранилища – самая настоящая Атлантида. Проект «Затопленные святыни Мологского края» может озолотить регион и обогатить прошлое России, вот только пока в него мало кто верит.

«Наш Брейтовский район»: руководитель центра водного спорта «Ветрено» Дмитрий Радченко о дальнейших перспективах проекта:

«Родившись с авантюры и идеи, сегодня проект в перспективе имеет очень большой горизонт. Идея – реализовать его как большой туристический проект. Это бренд, который можно заявлять, конечно, не уровня «Золотого кольца», но и не менее значимым, потому что он абсолютно исключительный в Центральной России, другого такого места нет, второй такой площадки нет. В перспективе – это большой туристический сектор вокруг Рыбинского водохранилища. Я считаю, что Рыбинское водохранилище – это место для тех туристов, которые могут себе позволить своими знаниями и опытом погружения под лед. Для этого нужен плацдарм, для этого нужна квалификация и тестирование. Должна появиться инфраструктура, которую мы пока не имеем, и которую нужно будет создавать.

Проект денежно ёмкий: технически сложное обеспечение, погружения. Инициативу мы проявили, её поддержали – Фонд Президентских грантов, Русское географическое общество. Но если эта инициатива останется только нашей, то наших возможностей исследовать Рыбинское водохранилище не хватит. Масштаб Рыбинского водохранилища настолько большой и объектов настолько много, что это должна быть командная работа единая история, которая объединяет большое количество заинтересованных людей».

Фото: город Молога до затопления.

Награды находят героев

Затопленные святыни Мологского края – лишь очередное успешное дело Разведывательно-водолазной команды. Среди проектов – поисковые экспедиции к местам затопления советских подводных лодок, погибших во время Великой Отечественной войны, и создание виртуального музея линейного парусного корабля «Лефорт». За реализацию последнего Константин Богданов стал лауреатом Премии РГО в 2014 году в номинации «Человек года». В декабре 2018 года проект «Затопленные святыни Мологского края» стал победителем Премии РГО в номинации «Лучший историко-культурный проект». 

Авторы: Ася Стародубцева, Наталья Мозилова. Титульное фото: село Иловна перед затоплением (сайт pastvu.com).

Пока еще нет ни одного комментария. 

Наш Брейтовский район © - сайт о жизни Брейтовского района Ярославской области.

Справочная информация, актуальные новости, обсуждения.
Функционирует с 2015 года. Версия 3.0
Автор идеи, владелец и редактор: Тутариков Андрей (R)
Адреса для связи: breytovo.info@yandex.ru, breytovo.info@gmail.com
Подробная информация о всех возможных способах связи
Разработка: Кононов Дмитрий
Сейчас зарегистрированных посетителей на сайте: 0 Посмотреть подробнее...
Новостная лента RSS 2.0
Закрыть

Вверх