Районные СМИ: новая угроза
Новая законодательная инициатива может больно ударить по районным газетам.
В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект (№671584-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), который, в случае его принятия, может значительно изменить жизнь в муниципальных образованиях. На самом деле, речь идет «всего лишь» о городских и районных газетах. Но на самом деле, это только на первый взгляд «всего лишь».
Традиционно районные газеты играли важную роль в социально-экономическом и особенно общественно-политическом развитии сельских территорий. Пожалуй, расхожая фраза о том что «средство массовой информации – это четвертая власть», наиболее точно отражала её значение именно в районах, особенно в сельских. В каждой самой далекой деревне, в селах, районных центрах «районку» читали от корки до корки. Критическая заметка в районной газете действовала не слабее, чем «разбор полётов» в кабинете районного или областного начальника.
Вот что пишет о месте районной газеты в жизни территории газета «Брейтовские новости» (11 января 2019 года): «Районная газета всегда была детищем своего времени; ей было свойственно всё то, чем жил район в данный период; происходившее зеркально отражалось на страницах периодического издания в событиях, делах и характерах людей, их мнениях. На протяжении шести десятилетий районка являлась печатным органом райкома КПСС и райсовета народных депутатов. А последние три десятилетия газета считается независимой, её учредителями являются администрации района и редакция «Брейтовских новостей». Однако, вне зависимости от своих «хозяев», печатное издание всегда стремилось правдиво отображать жизнь района, старалось быть объективным, писать не только о достижениях, но и о проблемах, а в качестве главного героя газетных страниц представлять человека труда. Существенно поднимали рейтинг газеты критические статьи и корреспонденции. По фамилии-имени назывались в них и дебошир в общественном месте, и допустивший промахи в работе хозяйственный руководитель, и нарушивший этические нормы поведения чиновник...»
Фото: подписи инициаторов внесения изменений в Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Двадцать первый век сильно изменил положение районных средств массовой информации по ряду причин: развитие современных каналов коммуникации, рыночные отношения, снижение числа читателей в деревнях из-за оттока населения, снижение профессионального журналистского уровня, снижение заинтересованности властей на местах в поддержании СМИ. Известный ярославский социолог и политолог Евгений Голубев утверждает следующее:
- Последние 5-7 лет идут процессы принципиально изменяющие восприятие информации со стороны потребителя. Общий объем совокупной аудитории Интернета с 2015 г. стал больше совокупной аудитории телевидения,
- Общий объем получаемой информации за последние 15 лет для потенциальной аудитории вырос в разы (главным образом за счет Интернета, а также тематических телеканалов). Этот информационный поток потребитель не в силах адекватно переварить, поэтому он либо сегментирует и ограничивает собственное восприятие (оно весьма выборочно и фрагментарно), либо он вообще ничего не воспринимает и у него «каша в голове»,
- Пресса как вид отдельного массового СМИ на бумажном носителе по сути умерла.
В сложившихся условиях районным газетам стало выживать все сложнее. Дело дошло до того, что едва ли ни единственным источником существования стал бюджет – областной (в меньшей степени) и муниципальный – районный (в значительной степени). И здесь долгие годы сохранялась «лазейка», благодаря которой районные газеты получали законную финансовую поддержку через публикации на своих страницах муниципальных нормативно – правовых актов. Это и было закреплено федеральным законодательством: официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом на территории соответствующего муниципального образования. На самом деле, мало кто из читателей эти нормативно-правовые акты читает (это – не газетный формат, да и публикуются они мелким шрифтом), но районная власть эти публикации стабильно оплачивает. Благодаря этому редакции районных газет получают пусть и небольшое, но гарантированное финансирование. Вместе с областными грантами, сборами за рекламу это позволяет им существовать и сохранять за собой роль той самой четвертой власти.
«Газета – не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор», - эти слова классика, рождённые век назад, очень актуальны и сегодня. И где власть и пресса действуют согласно смыслу этих слов, где предпринимаются конкретные шаги для того, чтобы лучше воспользоваться теми возможностями, которые имеются у СМИ для открытого разговора с народом, там роль прессы в выстраивании эффективного взаимодействия власти и общества несомненно велика… За все районы говорить не могу, но, из общения с коллегами делаю вывод, что в целом в большинстве районов в этом вопросе есть положительные тенденции. Там, где отношения местной прессы и власти строятся на принципах открытости, обеспечения доступа журналистов к информации, понимания, что и пресса, и власть стремятся к одной общей цели – улучшению жизни людей, там роль СМИ в выстраивании эффективного взаимодействия власти и общества повышается», - утверждал в 2010 году главный редактор (сейчас – ответственный секретарь) газеты «Брейтовские новости» Николай Мурашов.
Фото: современный внешний вид газеты «Брейтовские новости».
Если же предложение депутатов Государственной Думы будет принято, то таким же официальным опубликованием будет считаться его первое размещение в сетевом издании, учредителем или соучредителем которого выступает территориальный орган местного самоуправления. То есть, говоря, проще, достаточно будет опубликовать документ на сайте районной администрации. Необходимость финансировать районные газеты исчезнет, районные газеты лишатся главного источника финансирования. На самом деле, идеи о том, что публикацию в интернете следует считать полноценной альтернативой публикации в газете, появились не сегодня. Еще в годы руководства Ярославской областью Сергеем Вахруковым (2008-2012 годы) профильное управление, отвечавшее за взаимодействие со СМИ, анализировала такую возможность. Но понимание того, что это нанесет серьезный удар по выживаемости СМИ, так и оставило эту идею в теории. Сейчас же инициатива рассматривается уже на уровне главного законодательного органа власти страны – и это уже серьезно.
Очевидно, что в основе этой инициативы лежат две причины – технологическая и экономическая. Грех в двадцать первом веке игнорировать современные информационные технологии. Доступ к интернету вырос, даже на сельских территориях, поэтому публикация нормативных актов в интернете совсем не снизит их доступность. Этот аргумент можно считать разумным. Современная экономическая ситуация в стране, области, муниципальных районах заставляет экономить на всем. Пресловутая оптимизация постепенно добирается до социальной сферы – здравоохранения, образования, культуры. Глупо предполагать, что средства массовой информации сохранят за собой неприкосновенность. Этот аргумент можно считать отчасти разумным. Собственно, инициаторы изменений этого и не скрывают. В пояснительной записке сказано, что изменения позволят расширить возможности ознакомления населения с муниципальными правовыми актами, а также существенно снизить расходы местных бюджетов, связанные с обязательным официальным опубликованием этих решений в печатных средствах массовой информации. Но при этом законодатели забывают, пожалуй, главный аргумент. Сельская газета всегда была важной частью социального развития территории, дополняла своим существованием социальную политику. И её исчезновение, которое идет на фоне общей социальной оптимизации – это очень сильный удар по выживаемости сельских территорий. Всё это, может быть, не столь заметно на короткой дистанции, но они таят в себе скрытую угрозу в части долгосрочной социальной политики в муниципальных сельских районах. Эта угроза не пройдет мимо газет Брейтовского и Некоузского районов, до сих пор играющих большую роль в формировании общественного мнения, в социально-экономическом развитии. Речь идет о газете «Брейтовские новости», которой в 2021 году должно исполниться 90 лет, а также о некоузской газете «Вперед», выпустившей 22 марта 2019 года 11-тысячный номер!
Фото: современный внешний вид газеты «Вперед» (Некоузский район).
Конечно, небольшая лазейка у районных газет существует. Во-первых, законопроект предусматривает вариант, когда в качестве источников опубликования местных актов одновременно будут указаны и печатное, и сетевое СМИ. Во-вторых, органам местного самоуправления необязательно учреждать собственное сетевое издание, если на территории уже есть интернет-СМИ, учрежденное при участии иных органов публичной власти или подведомственными организациями. У районных газет нынче есть свои интернет-версии. Но, будем честными, с ролью полноценного интернет – СМИ справляются лишь единицы из них. И вообще, вряд ли стоит надеяться, что органы местного самоуправления после принятия изменений в федеральный закон не воспользуются возможностью сэкономить скудные бюджетные деньги. Для районных газет наступят еще более сложные времена, которые потребуют от них необходимости заниматься маркетингом, вставать на коммерческие рельсы. Это сделать будет неимоверно сложно – рекламные условия в районах гораздо хуже, чем на региональном или федеральном уровне. Конечно, нет исключений из общей тенденции (например, даниловская газета «Северянка», много лет успешно возглавляемая Татьяной Даниловой). Но таких примеров осталось очень мало.
Может быть, рассчитывать на областную власть? Сложно ответить однозначно. С одной стороны, вроде бы, губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов понимает значение районных СМИ. В одном из своих поздравлений с Днем российской печати он сказал: «Сегодня ярославская пресса объективно отражает происходящие в регионе процессы. Со страниц районных газет мы узнаем о ключевых событиях в жизни нашего региона. Спасибо вам за ответственное отношение к своей работе, профессионализм и гражданскую позицию!» С другой стороны, в Ярославской области с его приходом исчез такой важный формат коммуникации власти и журналистов как Губернаторские форумы районных средств массовой информации. Они за годы их существования были разными – от формальных до весьма насыщенных на общение (наверное, многие руководители районных СМИ помнят их многочасовые диалоги по любым вопросам с губернатором Сергеем Вахруковым). Сейчас этот формат отсутствует, и это очень плохо в условиях усиливающихся ограничений районных средств массовой информации. Кстати, при подведении итогов VI областного творческого конкурса средств массовой информации «ПозициЯ» 22 марта 2019 года было очевидно доминирование областных, но не районных средств массовой информации. Награды получили только Татьяна Гурьева и Татьяна Репина (газета «Районные будни», Некрасовский район), Ирина Иванова и Ольга Красовская (газета «Сельская новь», Пошехонский район), Евгений Елисеев (газета «Призыв», Первомайский район), Александр Сысоев (газета «Рыбинская неделя», город Рыбинск).
«Важно, чтобы власть понимала, что выстроив нормальные отношения с прессой, обеспечив доступ журналистов к информации, предприняв меры по обеспечению действенности газетных выступлений, она тем самым будет создавать себе положительный имидж», - сказал на подобном Губернаторском форуме районных СМИ в 2010 году главный редактор «Брейтовских новостей» Николай Мурашов. Этот тезис звучит актуально и сегодня, жаль, на деле не реализуется. Может быть, имеет смысл вспомнить разработки по поддержке районных СМИ, сделанные в Ярославской области в предыдущие десятилетия при прежних губернаторах и даже первых секретарях обкомов, снова изучить лучшие региональные практики? Тогда власть Ярославской области покажет уникальный пример глубокого понимания роли традиционных, пусть ослабевших, но по-прежнему важных средств массовой информации в общественной жизни региона. Ну а если администрация Брейтовского района, несмотря на вероятные федеральные перемены, продолжит поддержку своей районной газеты, то ей вообще цены не будет!
При подготовке использованы материалы Портала органов государственной власти Ярославской области, Сайта и страницы в социальной сети «Фейсбук» губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова, Портала «Система обеспечения государственной деятельности», газеты «Брейтовские новости» (11 января 2019 года), газеты «Вперед» (22 марта 2019 года), а также интернет – издания «znak.com» и сайта «Клуб социологов».