Демографическая и не только катастрофаБрейтовский район остается на окраине – по большинству показателей.
В начале апреля 2021 года информационное агентство «Ярновости» опубликовало ужасающие для Брейтовского района Ярославской области официальные демографические статистические данные. Демография – точное отражение реальной социально-экономической ситуации на территории, её невозможно приукрасить красивыми лозунгами, специально подготовленными публикациями в газетах, проектами точечного благоустройства и массовыми красивыми мероприятиями. Но для начала - два исторических факта. В 1939 году, до того, как половина Брейтовского района ушла под воду Рыбинского водохранилища и до того, как началась Великая Отечественная война, в районе проживало 39 тысяч человек. К началу 1960 года население сократилось до 22 тысяч. И вот что представляет собой самый удаленный от областного центра район:
- На начало 2021 года Брейтовский район по-прежнему остается самым маленьким по числу жителей – 5686 человек. Рядом с ним – Большесельский (8967 человек) и Первомайский (9779 человек) районы.
- За 2020 год район стал меньше ещё на 121 человека (минус 2,1%). Это хуже, чем в целом по Ярославской области (минус 1%), и 2% для самого маленького района - это критически много!
- За 2016-2021 годы из всех районов Ярославской области самое большое снижение численности населения - в Брейтовском районе (минус 12,79%).
- За 2010-2021 годы из всех районов Ярославской области самое большое снижение численности населения - в Брейтовском районе (минус 20,62%). Больше 20% - каждый пятый!
Достаточно высокая для сельских территорий смертность, невысокая рождаемость – важные причины, по которым население Брейтовского района продолжает уменьшаться. Но есть и другая причина – миграция. Люди продолжают уезжать. И на это есть причины. Уровень и качество жизни в городах гораздо выше, чем на селе – тем более в удаленных от городской цивилизации районов. Люди ищут лучшей доли для себя и для своих детей – и это их право. Или единственный шанс. Если федеральная, областная, районная власть не могут создать условия для нормальной жизни, выбора не остается. Вот лишь два примера того, что с Брейтовским районом у власти пока ничего не получается:
- По итогам 2020 года в Брейтовском районе зафиксирован самый высокий для Ярославской области уровень безработицы - 7,1%. Рядом с ним – Даниловский и Тутаевский (по 4%) районы, но по сравнению с 7,1% там не всё так плохо.
- В Брейтовском районе – ужасные дороги. Те же самые «Ярновости» выяснили, что только 0,9% (2,3 километра) автомобильных дорог общего пользования местного значения соответствует всем нормативным требованиям. Менее 1%!
Автомобильные дороги плохие, скоростные «Метеоры» приходят в Брейтово лишь во время навигации, регулярно ломаясь и отменяя рейсы. Железная дорога здесь не проходит – в комфортном вагоне сюда не приехать. Это – серьезный удар по развитию туризма, на который в Брейтовском районе делается ставка в последние годы. Это – серьезный удар по местному населению, которому когда-то обещали, что оптимизация социальной и бытовой инфраструктуры не повлияет на доступность больниц, домов культуры, магазинов. Мол, можно будет быстро добраться до нужного места по хорошим дорогам. Но хороших дорог нет, а оптимизация потихоньку надвигается на Брейтовский район (социальные нормативы ориентируются на число жителей, которых становится всё меньше – это аргумент для того, чтобы ещё что-то полезное для людей закрыть). Район не спасти «точечными» решениями, нужны стратегические инфраструктурные программы. Но даже они, официально объявленные и постепенно реализуемые, пока оптимизма не добавляют:
- Осенью 2020 года ПАО «Газпром» и Правительство Ярославской области подписали программу развития газоснабжения и газификации на 2021–2025 годы, в ней прописана долгожданная газификация Брейтовского района. То есть, не позже 2025 года газ сюда придет. При сохранении нынешних темпов снижения численности населения в районе к тому времени будет проживать около пяти тысяч человек. Из них без малого две тысячи – пенсионеры, плюс дети и безработные (которых – по опыту последних в Брейтовском районе больше, чем у других). А газификация так называемой последней мили до каждой конкретной квартиры дорогая, и она ложится на плечи конкретного не самого богатого брейтовца. До больниц, школ, детских садов, библиотек, которых в районе уже по пальцам можно пересчитать, газ доведут. Но сколько людей получат газ в свои квартиры?
- С 2020 года идет ремонт автомобильной дороги Углич – Новый Некоуз – Брейтово. В прошлом году отремонтировали около 20 километров, в этом планируют чуть меньше – 12,7. Напомним, протяженность автомобильной дороги от Углича до Брейтова – 120 километров. Если ремонтировать в год даже по двадцать километров, то потребуется шесть лет – к тому времени в районе будут жить меньше пяти тысяч человек. Туристы будут выбирать другие районы, где дороги чуть лучше. А ведь есть ещё внутренние районные дороги, которые по сравнению с межрайонными превратились в бездорожье, опасное для жизни. В последние годы здесь отремонтировали участок такой дороги Дмитрехово – Малый Липовец – Ляховые. Но это – капля в море бездорожья (в районе 258,5 километров дорог, из них только 45,7 – с твердым покрытием).
В этой статье – лишь несколько поверхностных примеров того, что происходит в Брейтовском районе. Если же копнуть глубже и с пристрастием изучить состояние коммунальной инфраструктуры, технического состояния транспорта и специальной техники, изучить причины пожаров, возрастной состав работников социальных отраслей, пройтись неспешно по палатам и кабинетам объектов социальной защиты и здравоохранения, вспомнить перебои с электроснабжением зимы 2021 года, за Брейтовский район и его жителей становится просто страшно. К сожалению, ситуация находится вне зоны контроля тех, от кого зависит развитие территории. Слишком долго Брейтовский район катился в пропасть – несколько десятилетий или даже полвека.
Визиты в район губернатора Ярославской области и членов регионального правительства, депутатов федеральной и региональной Думы ситуацию на раз-два не изменят. Даже если они силой затащат сюда инвестора и создадут свободную экономическую зону с выгодными условиями для развития. Местной власти как представителю среднестатистического органа местного самоуправления, вообще не позавидуешь – ни полномочий, ни финансовых ресурсов, зато вышестоящих проверок и ответственности перед ними – высоченная гора (к слову, по итогам 2020 года в «Рейтинге 76» район занял пятнадцатое место из девятнадцати возможных и оказался в «красной зоне». В таком же месте – по показателю «сельское хозяйство»). Обращения общественников и средств массовой информации всё чаще напоминают глас вопиющего в пустыне (что говорить, тираж местной районной газеты упал до семисот с небольшим экземпляров). Те местные энтузиасты, которые продолжают здесь жить и работать несмотря ни на что, заслуживают глубокого уважения. Им можно ставить памятники при жизни – это будет красиво, но ситуацию не переломит. Их слишком мало. Уникальные природные ресурсы, особенная и тоже уникальная история Брейтовского района, близость к Рыбинскому морю – это всё очень интересно, но слишком далеко, чтобы переломить сложившуюся ситуацию.
Сайт «Брейтовский район» с первых дней своего существования старался привлекать внимание к прошлому, настоящему и будущему этой территории. Анализировать ситуацию объективно, и даже если минусов было больше, обязательно находить плюсы и перспективы. Сейчас поводов для оптимизма находится всё меньше. Они, конечно, есть и всегда будут. Но, наверное, сейчас правильнее сконцентрировать внимание не на том, хорошем, что помогает здесь жить, а на том плохом, что всё портит. Пожалуй, лишь визит в Брейтовский район Президента Российской Федерации и разработка после этого специальной программы сохранения здесь жизни сможет что-то изменить. И везти сюда Президента для понимания ситуации нужно не на вертолете (вертолетные площадки здесь есть) и не на катере (береговая инфраструктура тоже есть), а на автомобиле – для понимания суровой реальности. Но Президент у страны один, а районов, похожих на Брейтовский своими многолетними проблемами, очень много. На всех ли его хватит?
|