Читайте также:

Брейтовский сыр

Как была создана и разрушена одна из основ экономики современного  Брейтовского района.

Брейтовский сырзавод был основан в 1969 году. Стратегическое решение о производстве  брейтовского сыра было верным и своевременным. Во-первых, местные производители молока получали гарантированный рынок сбыта продукции и стимул «повышать надои». Во-вторых, завод, стоящий рядом с поставщиками молока, мог минимизировать свои логистические и транспортные издержки, повышая рентабельность и работая над качеством. В-третьих, район получал социальную стабильность: рабочие места, занятость населения, удержание людей от миграции в города, обязательные для предприятий тех лет социальные обязательства, наполнение доходной части районного бюджета. На заводе в три смены работало около двухсот человек – по тем временам это почти каждый десятый житель Брейтова. Если добавить к ним селян, трудившихся в колхозах и совхозах, поставлявших на завод молоко, можно говорить о районообразующем статусе предприятия.

Была создана эффективная цепочка, привязанная к сельскохозяйственной специфике Брейтовского района: «производство молока – его переработка и изготовление сыра, сливок, масла, творога - сбыт на рынке области и страны». Её нужно было всячески поддерживать и развивать – и в годы экономического благополучия, и в кризисы, разрыв мог привести к дестабилизации всей брейтовской экономики.

В 1969 - начале 1990-х годов завод ежегодно выпускал 650 - 800 тонн сыра (особо известен «Российский», поставлявшийся в Москву и Ленинград, небольшими партиями – в города Ярославской области). На переработку ежесуточно поступало 10 - 12 тонн цельного молока.

Когда в стране начались рыночные преобразования, Брейтовский сырзавод прошел процедуру приватизации, став товариществом с ограниченной ответственностью (1993 год). Руководители предприятия не смогли воспользоваться новыми рыночными возможностями. Вместо усиления созданной ранее базы техническим переоснащением и модернизацией, поиска новых, открывшихся вместе со свободной экономикой, рынков сбыта, зарабатываемые средства шли на оплату труда. Что в сиюминутной ситуации неплохо, но со стратегической точки зрения – неправильно.

Интересный факт: многолетний глава района Сергей Карабицкий, до 1996 года возглавлявший СПК «Колхоз «Рассвет» - одно из лучших хозяйств - в должности председателя получал 320 - 350 рублей, а сторож на сырзаводе -  800 рублей.

Рыночная экономика не терпит такого отношения. Конкуренты развивались и боролись за потребителей, потребители повышали требования к количеству и качеству продукции, появились холдинги и объединения, на рынок пришли качественные иностранные аналоги. Скоро на Брейтовском заводе упала реализация продукции, стали расти долги перед поставщиками-колхозами и налоговые - перед бюджетом. К лету 2001 года долг поставщикам молока превысил 3 млн. рублей. К началу 2000-х годов на заводе принимали от поставщиков не более 2-2,5 тонн молока - дважды в неделю. Число работников снизилось в разы - до нескольких десятков человек. Возникла угроза банкротства. пытаясь найти новые решения, на предприятии установили линию по розливу минеральной воды – весьма неоднозначное решение, учитывая сильные позиции других областных аналогов: «Угличской» и «Некрасовской».

В октябре 2001 года владельцем предприятия стало ООО «Экономическое содружество». Оно обещало своевременную выплату зарплаты, погашение долгов поставщикам и недопущение новой задолженности. Но этого не произошло. А предприятие стало терять главные ресурсы – опытных руководителей и квалифицированных специалистов. А следом –  поставщиков. К концу 2002 года на складе готовой продукции скопилось 44 тонны нереализованного сыра, поставщики при содействии районной власти договорились с Борисоглебским молокозаводом (ООО «Ярославские сыры»). В декабре 2002 года в деревне Остряковка – центральной усадьбе СПК «Колхоз имени Ленина» был открыт молокоприемный пункт. Поставлять молоко в другой район области через него  стали и другие хозяйства.

Таким образом, к 2003 году районообразующее предприятие растеряло и рынки сбыта, и поставщиков, и квалифицированные кадры, и репутацию. В 2003 году была предпринята последняя попытка изменить ситуацию. Главной задачей было названо возвращение поставщиков через повышение закупочной цены за 1 кг молока до 5 рублей. Ведь Некоузский завод закупал молоко по 5 рублей за 1 килограмм, Весьегонский — по 4,5 рублей, а Брейтовский район продавал его Борисоглебский по 3,5 рубля.

По инициативе тогдашней главы района Людмилы Колобовой прошли переговоры с администрацией Некоузского района о совместной переработке молока. Был оформлен договор о сотрудничестве с ЗАО «Мологский сыродельный завод» Некоузского района, которое закупало молоко у поставщиков по своим расценкам и направляло на переработку в Брейтово. Интерес к предприятию проявило  ЗАО «РАМОЗ» - один из лидеров переработки молока в Ярославской области. Рассматривался вариант покупки им сырзавода. Но «Экономическое содружество» согласились лишь на аренду площадей. Тем не менее, 19 июля 2004 года на заводе открылся молокоприемный пункт, организованный ЗАО «РАМОЗ». В среднем за день поступало до 4 тонн цельного молока. 20 июля после восьмимесячного бездействия завод заработал. Возобновилось производство сыра, сливок и сливочного масла. На работу стали возвращать специалистов. Благодаря всему этому брейтовские сыроделы выпустили в 2004 году 107 тонн продукции. Но договорные отношения действовали только до 1 октября 2005 года. После их окончания завод был закрыт. Тридцать четыре работника из сорока были уволены. Окончательно предприятие ликвидировано вследствие банкротства 8 октября 2012 года.

Ни местная, ни областная власть не смогли остановить это комплексный негативный для района процесс. Закрытие завода изменило ход развития экономики территории, в первую очередь, его агропромышленную составляющую. Обострилась проблема сбыта молока, животноводство стало убыточным. В 2008 году восемь сельхозпредприятий (из 12 зарегистрированных в районе) ликвидировали крупный рогатый скот. Был разрушен важный экономический стержень: исчез крупный работодатель, налогоплательщик, переработчик местной продукции. Закрытие завода косвенно повлияло на долгосрочные перспективы района: люди, в особенности молодёжь, не хотят жить там, где нет хороших дорог, школ, больниц, где нет газа, стабильной и высокооплачиваемой работы, какую мог предоставить сырзавод.

В настоящее время территория некогда главного предприятия района представляет собой жалкое зрелище. Любительская съемка молодого жителя Брейтова (см. ссылку) зафиксировала руины административных зданий, цехов, гаражей, остатки инженерных коммуникаций. Их состояние, оставляет слабые надежды на то, что они в таком качестве могут привлечь  потенциального инвестора (не обязательно по переработке молока). Впрочем, земля в непосредственной близости от дорог и необходимых для организации деятельности коммуникаций, лежащая на территории районного центра (ул. Республиканская, 47), вполне может стать решающим аргументом со знаком «плюс». Хотя градостроительные эксперты считают, что размещение сырзавода в центре села было одним из неудачных решений прежней застройки Брейтова,

Еще в 2010 году тогдашний директор Угличского производственно-экспериментального сырзавода Николай Шергин сетовал на то, что «из 20 молокоперерабатывающих предприятий, которые были в области на начало 2000 года, работают лишь 4 – 5. Десять закрывшихся заводов погибли безвозвратно – их уже не восстановишь». Среди них – и Брейтовский. По его мнению, «чтобы не доводить ситуацию до полной гибели ярославского сыроделия, не нужно ничего особенного – достаточно поставить нас всего лишь в равные условия с конкурентами. Может быть, тогда и реальные инвестиции пойдут в этот сектор экономики? Не в преимущественные, а хотя бы лишь в равные».

«Уничтожить завод, лишить специалистов работы – это, судя по нашей Ярославской области, так просто, - резюмирует Николай Шергин. - Потом можно восстанавливать всё с нуля, тратя громадные деньги и широко рекламируя «новые» проекты. Когда же мы научимся беречь и развивать то, что уже создали, а не разрушать?»

Возможно, пришло время вернуться к реализованной в конце 1960-х годов в Брейтовском районе идее воссоздания предприятия, на котором завязано большинство элементов развития сельскохозяйственной территории. Компактное локальное производство и дальнейшая переработка молока – один из перспективных вариантов дальнейшего развития района. Безусловно, это непростой вариант. Но кто сказал, что совместными усилиями и желанием местной и областной власти, бизнеса и брейтовской общественности неосуществимый? Ведь сыроделие – это исторически сильное преимущество Ярославской области и Брейтовского района, в частности.

Источники:

«Экономическое сотрудничество по-кощински». «Золотое кольцо». 29 октября 2002 г.

«Запах брейтовского сыра манит рыбинцев». Газета «Золотое кольцо». 22 июля 2004 г.

«Лишь дырка от сыра». «Золотое кольцо». 19 октября 2005 г.

Евгений Авенир. «Сердце сыроделия становится сырьевым придатком». «Северный край». 30 июня 2010 г.

Фото: статья из газеты «Северный рабочий». 10 марта 1983 г.

Видео: группа «Подслушано Брейтово» (социальная сеть «ВКонтакте»).

Пока еще нет ни одного комментария. 

Наш Брейтовский район © - сайт о жизни Брейтовского района Ярославской области.

Справочная информация, актуальные новости, обсуждения.
Функционирует с 2015 года. Версия 3.0
Автор идеи, владелец и редактор: Тутариков Андрей (R)
Адреса для связи: breytovo.info@yandex.ru, breytovo.info@gmail.com
Подробная информация о всех возможных способах связи
Разработка: Кононов Дмитрий
Сейчас зарегистрированных посетителей на сайте: 0 Посмотреть подробнее...
Новостная лента RSS 2.0
Закрыть

Вверх