Комкор Хрипин
Брейтовский район – родина человека, стоявшего у основ отечественной стратегической авиации, давшего путевку в жизнь авиаконструктору Ильюшину.
Актуальная сегодня тема обороноспособности страны и стратегической авиации как основы этой обороноспособности имеет самое непосредственное отношение к Брейтовскому району. Ведь здесь родился человек, стоявший в 1920-1930-х годах XX века у основ отечественной стратегической авиации.
Василий Владимирович Хрипин родился в 1893 году в деревне Никулино Брейтовской волости Мологского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. Отец работал на железной дороге в Рыбинске. Уехав к нему, Василий окончил городское училище и поступил в Ярославский учительский институт. Окончив его, три года работал учителем в высшем начальном училище.
В сентябре 1914 года добровольно пошел в армию с целью стать летчиком. Но сначала служил в 85-м запасном пехотном полку. В 1915 году прошел ускоренный курс Александровского пехотного училища, затем - Гатчинскую авиационную школу. Закончив её в июле 1916 года, в звании военного летчика-истребителя направляется в действующую армию. Служил летчиком, а после Октябрьской революции - выборным командиром отряда. Уже в начале 1918 года он добровольно вступил в Красную Армию и в феврале избран членом коллегии Воздушного флота МВО. В 1919 году назначен командиром воздушного флота 10-й армии, а позже и 9-ой армии, затем - командиром авиации Юго-Восточного фронта. С 1920 года состоял в должности помощника начальника Воздушного флота Кавказского фронта.
В то время в его подчинении служил специалист по авиатехнике Сергей Ильюшин – будущий авиаконструктор. В 1921 году Ильюшин обращается к командованию с просьбой разрешить ему поступление в Институт инженеров Красного воздушного флота. Ильюшину к тому времени было 27 лет, а за плечами всего три класса школы. Какое тут высшее образование? Но Хрипин думал иначе и разрешил Ильюшину поступать, предопределив судьбу не только отечественной, но и мировой авиации.
Вскоре Хрипин вызывается в Москву. Карьера развивается стремительно. С августа 1922 года - помощник главного начальника Воздушного флота по снабжению. В 1926 году - начальник тактического управления ВВС РККА. В 1931-1933 годах - начальник оперативно-разведывательного управления ВВС РККА. В 1933 - 1934 годах - начальник штаба управления ВВС РККА.
С ноября 1934 года - член Военного совета при Наркомате обороны СССР, заместитель начальника Воздушных сил РККА. В 1936 году в стране создается стратегическая бомбардировочная авиация, Хрипин, как одни из видных теоретиков и главных поборников её создания, назначается командующим авиационной армией особого назначения. Хрипин еще в 1925 году высказывал идею об особом значении самостоятельных воздушных операций ВВС. Отдавая предпочтение тяжелой бомбардировочной авиации, он обосновал необходимость создания воздушных армий в этом роде войск. В 1934 году в свет выходит написанная им совместно Е.И. Татарченко книга «Воздушная война», в которой рассматривались возможные варианты самостоятельной воздушной операции дальнебомбардировочной авиации в целях воздействия на объекты глубокого вражеского тыла.
В 1937 году Хрипин становится главным инспектором ВВС при наркоме обороны СССР. 26 ноября 1937 года арестован и 29 июля 1938 года обвинен за участие в военно-фашистском заговоре и шпионаж (одновременно в пользу разведок шести (!!!) стран). Вот выписка из обвинительного заключения по его делу:
«…Следствием установлено, что Хрипин, происходящий из дворянской семьи, офицер-монархист, начал свою контрреволюционную, шпионскую и предательскую деятельность с первых дней гражданской войны. В период 1918 – 1922 годов Хрипин укрывал бывших офицеров в авиационном отряде, которым он командовал и организовывал нелегальную отправку их к англичанам в Архангельск, к чехословакам на Волгу и на Украину к гетману…
В своей шпионской деятельности Хрипин был совершенно свободен, т.к. по своему служебному положению он неоднократно ездил в Германию, Англию, Чехословакию, Францию. Польшу и в СССР имел непосредственные связи с приезжавшими от этих стран представителями. Хрипин передавал разведкам этих стран абсолютно все данные, касающиеся авиации РККА, авиапромышленности и т.д. Особо щедро снабжалась материалами германская разведка...»
Военная коллегия в своем заседании от 29 июля 1938 года приговорила его по пунктам 1«б», 7, 8 и 11 58 й статьи Уголовного кодекса к смертной казни – расстрелу, с лишением воинского звания «комкор» и конфискацией имущества. Расстрелян в тот же день. Необоснованные обвинения Хрипина были опровергнуты при его реабилитации в 1956 году.
Подробнее о Василии Владимировиче Хрипине можно прочитать на сайте «Наш Брейтовский район» в разделе «Прошлое / Люди».