«Муниципальная команда губернатора – 2016»
Проект №1 от Брейтовского района, вышедший в финал конкурса.
Сайт «Наш Брейтовский район» знакомит читателей с проектами, вышедшими в финал областного проекта «Муниципальная команда губернатора – 2016». Напомним, в финальную часть конкурса вышли три проекта, связанные с Брейтовским районом. Проект №1: «Развитие жилищно-коммунального хозяйства». Автор: Андрей Перов, глава администрации Брейтовского района.
Главная цель местной власти - это создание благоприятных условий для нормальной и качественной жизни населения поселка, района. Само понятие «качественной жизни» сложное, интегральное. Но есть так называемые первичные потребности, к которым относятся жилье и коммунальные услуги.
Из истории развития жилищно-коммунального комплекса известно, что его бурное развитие пришлось на рубеж XIX-XX веков, но революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война прервали этот процесс. Многие города пришли в упадок, многие системы городского хозяйства были разрушены. В это время происходило заселение в квартиры бедных граждан, стали преобладать коммунальные заселения. Квартплаты не было, так как практически никакие услуги жителям не предоставлялись. Жилой фонд был оставлен без внимания.
В 1920-е годы был осуществлен переход к новой рыночной экономике. Это позволило произвести определенные реформы в сфере жилищного хозяйства, частично восстановить жилищный фонд и коммунальные системы. Для решения хозяйственных вопросов было создано Управление коммунального хозяйства, которое восстановило квартплату за пользование различными жилищно-коммунальными услугами. Населению допускалось приобретать жилье в различные формы собственности. В конце 1920-х годов управление жилищно-коммунального хозяйства строилось на принципе двойного подчинения: центральным органам власти и местным Советам, которые представляли соответствующие исполкомы городов и районов. Основные ресурсы и контроль находились у государства, которое в свою очередь распределяло их между ведомствами. К 1940 году численность городского населения выросла до 33% от всего населения страны. Теперь основное развитие жилищно-коммунального хозяйства происходило в крупных городах.
Период конца 1940-х годов характеризовался сильными разрушениями, причиненными Великой Отечественной войной. После ее окончания начался длительный процесс восстановления разрушенного хозяйства. К 1950 году уровень жилищно-коммунального обслуживания оставался низким и не отвечал потребностям граждан. Самый длительный этап развития жилищного хозяйства начался в 1950-е годы и завершился вместе с распадом СССР. В это время возникали новые города, возводились объекты городского хозяйства. О неблагополучном состоянии жилищной сферы свидетельствовали нехватка квалифицированных кадров, отсутствие взаимоотношений между производителями и потребителями в жилищной сфере.
В начале 1990-х годов жилищная сфера вступила в переходный период. Его основными чертами являлось:
- существенное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения, предприятия и организации?
- изменение организационно правовых норм предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы.
Таким образом, к концу XX века положение жилищной сферы можно оценить как неудовлетворительное, но с тенденциями к улучшению. Возросла стоимость жилищно-коммунальных услуг. На поддержание жилищно-коммунальной сферы расходовалось около 4% ВВП, т.е. больше, чем на многие другие сферы жизнедеятельности. Несмотря на это, выделяемых средств не хватала по причине их неэффективного использования.
Ситуация в сфере ЖКХ Брейтовском районе непростая, в настоящее время деятельность комплекса характеризуется недостаточно высоким качеством предоставляемых коммунальных услуг, неэффективным использованием топливных, энергетических ресурсов, загрязнением окружающей среды. Все это связано с нехваткой денежных средств и неэффективное их использования. Кроме финансовых, есть и другие причины возникновения проблем:
- высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса и технологическая отсталость многих объектов коммунальной инфраструктуры;
- неэффективность существующей системы управления в коммунальном секторе.
Высокий уровень износа и технологическая отсталость основных фондов коммунального комплекса связаны с остаточным фиксированием, а также проводимой в предыдущие годы тарифной политикой. Действовавшая тарифная политика не обеспечивала реальных финансовых потребностей жилищно-коммунальных организаций в обновлении и модернизации основных фондов и не формировала стимулов к сокращению затрат. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе препятствует привлечению частных инвестиций в коммунальный сектор экономики.
Следствием высокого износа и технологической отсталости основных фондов в коммунальном комплексе является качество коммунальных услуг, не соответствующее установленным стандартам. Средний уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 76%. Объектовый износ коммунальной инфраструктуры на начал 2015 года составляет:
- сети водопроводные - 90,0 %;
- сети тепловые - 80,0%;
- сети канализации - 75,0 %;
- очистные сооружения - 60,0%.
В связи с этим планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водо- и теплоснабжения практически уступил место аварийно-восстановительным работам, что ведет к падению надежности объектов коммунальной инфраструктуры и их безопасности. Неэффективное использование энергоресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и их транспортировки до потребителей.
Стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий порядок формирования тарифов на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по фактическим затратам без учета необходимой рентабельности не дает возможности обновлять основные фонды, приводит к увеличению их износа. Еще одной причиной высокой степени изношенности основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных кредитов для организаций коммунального комплекса. В связи с этим организациям коммунального комплекса остается возможность осуществлять проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры только за счет бюджетов и повышения тарифов.
Решением вышеперечисленных проблем может являться использование программного метода, так как он носит отраслевой и комплексный характер. В сложившейся ситуации решить проблему финансирования технического переоснащения организаций жилищно-коммунального хозяйства без поддержки администрации района и области, без привлечения инвестиций практически невозможно. Привлечение инвестиций и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального сектора снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Для этого необходимо на уровне муниципального района создать программу модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, которая могла бы отвечает требованиям стратегии развития Брейтовского района и позволила бы:
- повысить надежность инженерной инфраструктуры;
- повысить комфортность условий проживания населения на территории района за счет повышения качества предоставления коммунальных услуг;
- снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям;
- повысить рациональное использование энергоресурсов;
- улучшить экологическое состояние территорий.
Муниципальным заказчиком Программы должна являться администрация муниципального района, а для этого необходимо выполнить следующие основные задачи:
- экономический анализ эффективности программных проектов и мероприятий Программы;
- подготовка предложений по составлению плана инвестиционных и текущих расходов на очередной период;
- корректировка плана реализации Программы по источникам и объемам финансирования и по перечню предлагаемых к реализации задач Программы по результатам принятия районного и областного бюджетов и уточнения возможных объемов финансирования из других источников;
- мониторинг выполнения показателей Программы и сбора оперативной отчетной информации, подготовки и представления в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы.
Источник: сайт проекта «Муниципальная команда губернатора».