«Муниципальная команда губернатора – 2016»
Проект №2 от Брейтовского района, вышедший в финал конкурса.
Сайт «Наш Брейтовский район» знакомит читателей с проектами, вышедшими в финал областного проекта «Муниципальная команда губернатора – 2016». Напомним, в финальную часть конкурса вышли три проекта, связанные с Брейтовским районом. Проект №2: «Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения Брейтовского сельского поселения». Автор: Александр Кощеев, глава Брейтовского сельского поселения. Материал публикуется с сокращениями.
Введение
Важным фактором жизнеобеспечения населения, способствующим стабильности социально-экономического развития Брейтовского сельского поселения, является развитие сети автомобильных дорог общего пользования. Плохое состояние дорог, а порой и само их отсутствие, является серьезной проблемой. Отсутствие капитальных вложений в строительство новых дорог и реконструкцию существующих, в связи с большой протяженностью и большими затратами на их сезонное содержание и текущий ремонт, а также недостаточным финансированием, привело к тому, что основная часть дорог местного значения Брейтовского сельского поселения находятся в неудовлетворительном состоянии.
Дороги местного значения последние 10 лет практически не развивались, а уровень автомобилизации значительно вырос. Увеличение парка транспортных средств привело к существенному росту интенсивности движения на дорогах местного значения Брейтовского сельского поселения, что наряду с неудовлетворительным состоянием дорог отрицательно отражается на безопасности дорожного движения в населенных пунктах поселения.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Ярославской области от 30 июня 2014 г. №36-з «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Именно решение вопросов дорожной деятельности я считаю одним из важнейших направлений в работе любого органа местного самоуправления и поэтому выбираю его для своего проекта на примере Брейтовского сельского поселения Ярославской области.
Краткая характеристика Брейтовского сельского поселения
…На территории поселения нет железнодорожного транспорта и федеральных автомобильных дорог. Ближайшая железнодорожная станция Волга находится на расстоянии 64 км от с. Брейтово. Территория сельского поселения покрыта сетью автомобильных дорог регионального и местного значения. Основная автомобильная дорога регионального значения, связывающая район с остальными муниципальными районами области, Углич – Некоуз – Брейтово. Также в Брейтовское сельское поселение можно попасть с помощью водного транспорта. Пристань в с. Брейтово принимает маломерные суда, теплоход на подводных крыльях «Метеор», туристические паромы и теплоходы.
Характеристика дорожной инфраструктуры Брейтовского сельского поселения
Регулирование отношений, возникающих в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности, осуществляется на основании федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно п.6 ст.3 вышеназванного закона, дорожная деятельность определяется как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Улично-дорожная сеть (УДС) - совокупность городских магистралей, дорог, улиц, проездов, включая основную проезжую часть, газоны, тротуары, наружное освещение и другие элементы благоустройства, а также дорожные покрытия инженерных сооружений (мостов, путепроводов) и является одним из важнейших элементов транспортно-коммуникационной системы, оказывающей огромное влияние на развитие экономики и социальной сферы.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения Брейтовского сельского поселения в границах населенных пунктов составляет 62,59 км, в том числе 22,6 км в асфальтобетонном исполнении; 39,99 км – песчано-гравийных и грунтовых дорог. Ежегодно по соглашению Брейтовского сельского поселения с Брейтовским муниципальным районом передаются на обслуживание дороги вне границ населенных пунктов общей протяженностью 55,3 км. Все межселенческие дороги имеют грунтовое покрытие и в весеннее-осенний период 90 % из них становятся непроезжими на неопределенный временной промежуток, что ставит под грозу обеспечение населения связью с «цивилизацией», а это и снабжение продуктами питания, и скорая помощь, и социальные услуги. Таким образом, общая протяженность дорог обслуживаемых Брейтовским сельским поселением составляет 117,89 км.
Автомобильные дороги местного значения служат обеспечению внутри муниципальных связей, позволяют осуществлять перевозки грузов и пассажиров в пределах Брейтовского муниципального района. Дороги строили в основном промышленные и сельскохозяйственные предприятия хозяйственным способом без проектов, хаотично. Дороги регионального и местного значения обслуживало ДРСУ. Строительство и частичное обслуживание производило ПМК - 3. Данные предприятия имели необходимый технический и кадровый потенциал. В настоящее время в Брейтовском муниципальном районе имеется одно основное предприятие по строительству и обслуживанию автодорог – Брейтовский филиал Государственного предприятия Ярославской области ЯРДОРМОСТ. На данном предприятии работают 63 человека. Производственная база филиала оснащена всей необходимой техникой и оборудованием необходимым для выполнения как строительства новых дорог, в том числе и с асфальтобетонным покрытием, так и ремонт и сезонное содержание существующих, а также строительства тротуаров и пешеходных дорожек. Для выполнения поставленных задач у предприятия имеется:
- Автогрейдер – 5 ед.;
- Комбинированные дорожные машины (КДМ) – 4 стационарных и 3 съемных пескоразбрасывателя;
- Трактора МТЗ – 5 ед.; - Т150: - 1 ед.; - К701 – 1 ед.;
- Автосамосвалы: 12 ед.;
- Асфальтоукладчик – 1 ед.;
- Каток – 2 ед.;
- Асфальтобетонный завод – 1 ед.;
- Лаборатория – 1шт.
На территории базы Брейтовского филиала имеются гаражные помещения, слесарная мастерская, токарная мастерская, собственная котельная и водонапорная башня, административное здание и КПП. В штате предприятия работают квалифицированные сотрудники способные решать поставленные перед ними задачи качественно и профессионально. Совместная работа администрации Брейтовского сельского поселения с Брейтовским филиалом ГП ЯРДОРМОСТ в основном строится на основании заключенных муниципальных контрактах по результатам проведенных конкурентных процедур в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. В содержании дорог общего пользования местного значения также принимает не малое участие Муниципальное бюджетное учреждение Благоустройство Брейтовского сельского поселения. В штате данного предприятия числится 8 человек. Имеются два трактора МТЗ 82 с навесным оборудованием позволяющим выполнять все необходимые работы связанные с содержанием дорог: очистка дорог от снега и наледи, грейдирование дорог и обочин, уборка дорожного полотна от грязи и песка, обкашивание обочин и кюветов и другие дорожные работы. Данное предприятие также занимается установкой и ремонтом дорожных знаков, а также нанесение дорожной разметки на дорогах Брейтовского сельского поселения. МБУ Благоустройство выполняет поставленные перед ними задачи по содержанию и ремонту сети дорог общего пользования местного значения, на основании выданных администрацией Брейтовского сельского поселения муниципальных заданий. Состояние значительной части автомобильных дорог общего пользования на территории Брейтовского сельского неудовлетворительное. Причина в систематическом недоремонте дорог.
В последние годы объемы ремонта автомобильных дорог общего пользования на территории Брейтовского сельского поселения не соответствовал нормативным требованиям. Осмотр автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Брейтовского сельского поселения показал необходимость проведения работ по строительству, модернизации и ремонту в том или ином объеме на большинстве автомобильных дорог. Кроме того водопропускные сооружения нуждаются в ремонте. Необходимым условием проведения работ по содержанию и ремонту дорог за счет бюджетных средств является наличие утвержденной в установленном порядке сметной документации, а в необходимых случаях в соответствии с требованиями нормативных документов и проекта на выполнение работ с проведением государственной экспертизы этого проекта.
Основные проблемные вопросы дорожной деятельности, выявленные в процессе подготовки данного проекта.
- Большая протяженность дорог общего пользования к числу постоянных жителей в населенных пунктах Брейтовского сельского поселения – ограниченная транспортная доступность, сверхнормативные затраты на сезонное содержание и ремонт, большое время ожидания на обслуживание.
- Большой износ дорожного покрытия, либо его полное отсутствие – ограниченная транспортная доступность, сверхнормативные затраты на сезонное содержание и ремонт.
- Отсутствие государственной регистрации права и межевания на обслуживаемые дороги – не соответствие заявленной протяженности к действительной – недополучение субсидии на «потерянные» километры – неучтенные затраты на обслуживание «потерянных» километров.
- Удаленность Брейтовского района от областного центра - отсутствие здоровой конкурентной среды при выборе подрядчика - высокая стоимость работ и строительных материалов – высокая стоимость транспортных расходов.
- Отсутствие реального весового контроля на дорогах в период ограничения тоннажа – повышенный износ дорог – сверхнормативные затраты на ремонт.
- Большой процент соотношения асфальтовых дорог от общей протяженности (19.17%) – увеличение затрат на текущий ремонт – уменьшение бюджета на капитальный ремонт и строительство новых дорог.
- Отсутствие, либо неудовлетворительное состояние пешеходных тротуаров по центральным улицам районного центра и крупным населенным пунктам Брейтовского сельского поселения - повышенная опасность возникновения ДТП связанных с пешеходами и велосипедистами.
- Недостаток уличного освещения на улично-дорожной сети с. Брейтово - повышенная опасность возникновения ДТП связанных с пешеходами и велосипедистами.
- Недостаточное количество парковок у мест массового скопления людей и автотранспорта и полное отсутствие паркинга на центральной площади с. Брейтово в районе рынка – загрузка улично-дорожной сети с. Брейтово – ограничение для проезда крупных и большегрузных транспортных средств - повышенная опасность возникновения ДТП.
- Полное отсутствие дорожной разметки и несогласованность дорожных знаков на улично-дорожной сети с. Брейтово – сумбурное поведение участников дорожного движения - повышенная опасность возникновения ДТП.
Анализ муниципальных целевых программ Брейтовского сельского поселения Ярославской области.
Для решения вопросов местного значения связанных с дорожной деятельностью в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них в Брейтовском сельском поселении выполняются следующие мероприятия:
Разработана муниципальная программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения Брейтовского сельского поселения Ярославской области» на 2014-2016 годы. Целью программы является осуществление контроля над обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и обеспечение транспортной доступности отдаленных населенных пунктов. Для достижения цели необходимо комплексное решение задач:
- мониторинг технического состояния автомобильных дорог общего пользования на территории района с постоянной актуализацией реестра автодорог, требующих ремонта;
- разработка и реализация нормативных правовых актов и организационных механизмов содержания и ремонта, автомобильных дорог общего пользования на территории Брейтовского сельского поселения;
- формирование и реализация финансовых и инвестиционных ресурсов для проведения ремонта автомобильных дорог общего пользования на территории Брейтовского сельского поселения;
- контроль качества содержания автомобильных дорог и выполнения подрядными организациями требований муниципальных контрактов.
Основным механизмом реализации Программы является проведение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования на территории Брейтовского сельского поселения, а так же проектирование и строительство новых дорог. Основными рисками в реализации Программы являются: -занижение лимита областных средств, направляемых в район для реализации мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования на территории района; -резкое увеличение стоимости содержания или ремонта 1 квадратного метра дороги; -нехватка средств местных бюджетов. Все эти риски повлекут снижение показателей реализации Программы и могут быть частично или полностью компенсированы:
- привлечением иных внебюджетных источников софинансирования;
- уменьшением числа дорог, включенных в Программу ремонта автомобильных дорог общего пользования на территории района того или иного года реализации Программы, в том числе с переносом этих дорог на последующие годы.
В рамках реализации программы по модернизации и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, остро стоит вопрос по проектированию и строительству новых дорог с твердым покрытием. Общая доля дорог нуждающихся в проектировании и строительстве составляет 50% от протяженности всех дорог сельского поселения.
Строительство новых дорог позволит ускорить развитие транспортной инфраструктуры муниципального района по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры транспорта, соответствующей потребностям экономики и населения Брейтовского сельского поселения.
- создание муниципальной транспортной системы, обеспечивающей оптимальные способы доставки грузов и пассажиров, развитие системы транспортных коммуникаций.
- улучшение транспортной доступности, повышение мобильности и деловой активности населения.
Социальная эффективность реализации Программы напрямую связана с основной целью - улучшение технического состояния автомобильных дорог общего пользования на территории сельского поселения и, как следствие, повышение безопасности дорожного движения. Объемы и источники финансирования Программы: источником финансирования программы является бюджет Ярославской области и бюджет Брейтовского сельского поселения.
За три года реализации Программы проведено 10 аукционов в электронной форме, 1 запрос котировок, на сумму около 13,5 млн. руб., передано муниципальным заданием МБУ Благоустройство Брейтовского сельского поселения около 2,0 млн. руб., планируется проведение еще 2-х электронных аукционов. В процессе выполнения мероприятий Программы построено дорог в асфальтовом исполнении около 2,0 км, в щебенчатом исполнении около 2,0 км, в песчано-гравийном исполнении около 2,0 км, выполнено ямочного ремонта на сумму около 2,5 млн. руб. В течении всего года осуществляется текущее содержание дорог общего пользования, а именно, подсыпка и восстановление профиля песчано-гравийных дорог, подсыпка и восстановление обочин, очистка дорожного полотна от снега и наледи, обработка дорог в зимнее время песчано-соляной смесью, очистка дорог от грязи и песка, обкашивание обочин и кюветов дорог. Основной подрядчик по программе Брейтовский филиал ГП Ярдормост.
Разработана муниципальная программа «Повышение безопасности дорожного движения на территории Брейтовского сельского поселения на 2014-2016 годы» Цель программы: обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, гарантий их законных прав на безопасные условия движения на дорогах.
Задачи Программы:
- создание системы профилактических мер, направленных на формирование у участников дорожного движения законопослушного поведения;
- совершенствование системы мер по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в результате проведения организационно-планировочных мер;
Снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов Программные мероприятия направлены на создание безопасных условий для всех участников дорожного движения. Решение данной задачи при достигнутом уровне автомобилизации возможно только за счет привлечения значительных финансовых ресурсов. Это в полной мере соответствует требованиям статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в которой установлен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Выполнение мероприятий по организации дорожного движения обеспечит оптимизацию режимов движения автомобилей, выявление опасных участков улично-дорожной сети и разработку мероприятий по их устранению. Для повышения безопасности пешеходов предусмотрены мероприятия по строительству и обустройству тротуаров созданию зон ограничений для движения транспортных средств, включая применение методов «успокоения движения» в жилых зонах, возле школ. Эффективность зональных ограничений скорости заключается в том, что на скорости 60 - 65 км/ч при наездах погибают 85 процентов пешеходов, при скорости 45 — 48 км/ч - 45 процентов, при скорости 30 - 35 км/ч - 5 процентов. Ожидаемый результат реализации программы – предотвращение ДТП, в том числе с участием пешеходов, на улично-дорожной сети населенных пунктов. Объемы и источники финансирования Программы: источником финансирования программы является бюджет Брейтовского сельского поселения.
[…]
Источник: сайт проекта «Муниципальная команда губернатора».