«Муниципальная команда губернатора – 2016»
Проект №3: «Брейтовский, Мышкинский, Некоузский районы Ярославской области: инвестиционные дискуссии».
Сайт «Наш Брейтовский район» знакомит читателей с проектами, вышедшими в финал областного проекта «Муниципальная команда губернатора – 2016». Напомним, в финальную часть конкурса вышли три проекта, связанные с Брейтовским районом. Проект №3: «Брейтовский, Мышкинский, Некоузский районы Ярославской области: инвестиционные дискуссии». Автор: редакция сайта breytovo.ru. Защита проектов будет проходить 6 и 7 октября 2016 года в Правительстве Ярославской области.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
На северо-западе Ярославской области в значительном удалении от основных транспортных, логистических, туристических, инвестиционных, информационных и других потоков расположены три муниципальных района – Брейтовский, Мышкинский, Некоузский. При разном уровне социально-экономического развития и доступа к ресурсам все они имеют схожие сложности, мешающие более интенсивному развитию:
- Наличие у каждого района традиционных сильных компетенций, но с разным качеством их воплощения и уровня развития:
Брейтовский район: сельское хозяйство, лесозаготовка, рыболовство,
Некоузский район: промышленность (до недавнего времени), железнодорожный транспорт, лесозаготовка.
Мышкинский: транспорт энергоресурсов, туризм.
- Инвестиционный дефицит, отсутствие крупных инвесторов, закрытие традиционных предприятий – ранее основ экономик районов (Волжская шерстопрядильная фабрика, Октябрьское торфопредприятие, Брейтовский сырзавод и др.),
- Истощение муниципальных бюджетов и дефицит финансовых ресурсов для развития социальной сферы, экономики, инфраструктуры;
- Потребности не только в поддержании существующих, но и в создании новых инструментов экономического развития;
- Потребность диверсификации экономики (поиск и развитие новых отраслей экономики).
- Постоянный отток населения из районов, негативные демографические процессы.
- Недостаточное качество предоставляемых социальных услуг (доступность и качество здравоохранения, образования, доступность к спортивным объектам и учреждениям культуры),
- Неразвитость институтов взаимодействия экономических субъектов на территории, политическая и экономическая замкнутость районов.
Очевидно, что решение многих существующих проблем возможно только при объединении усилий власти, бизнеса, общества нескольких территорий. Поэтому целесообразно все будущие проекты развития рассматривать с точки зрения единства территориального развития трех районов. Отталкиваться в этом вопросе необходимо не только от существующих компетенций трех районов, но и от возможных новых направлений их индивидуального и будущего совместного развития.
Примечание: в проекте речь не идет об объединении районов, подразумевается совместное решение социально-экономических задач, совместные социальные, экономические, инфраструктурные проекты, которые могут реализовываться в рамках Межмуниципальных соглашений, специально созданных Координационных советов и пр.
Особое значение принимает дискуссионная составляющая власти, бизнеса и общественности указанных территорий. В процессе таких дискуссий появляется возможность находить оптимальные решения, неординарные варианты развития и, что немаловажно, доносить до населения территорий преимущества единых действий, делать население сторонником проходящих преобразований.
ЦЕЛИ:
Проект предполагает последовательное достижение нескольких оперативных и стратегических целей:
Оперативные:
- Поиск новых решений для социально-экономического развития территорий. Акцент – поиск совместных для трех районов решений, а не локальных разовых проектов,
- Включение в дискуссионный процесс общественности, на деле подтверждающее важность общественной дискуссии на этапе подготовки стратегических решений,
- Формирование положительного информационного фона объединительным процессам, донесение до населения, власти, бизнеса каждого отдельного района важности совместных действий.
Стратегические:
- Привлечение инвестиций на территорию с акцентом на инвестиционные программы, затрагивающие интересы трех районов: Брейтовского, Мышкинского, Некоузского.
- Решение с помощью привлеченных инвестиций проблем социального и инфраструктурного развития территорий,
- Исправление с помощью достижения целей 1,2 демографической ситуации, наполнение территории новыми жителями, удержание тех, кто здесь живет сейчас,
- Создание и реализация единой территориальной (три района) концепции социальной и экономической политики.
Примечание. В комплексе достижение названных целей будет способствовать эффективной реализации на данных территориях Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года (утверждена Указом Губернатора области №110 от 27.02.2013).
МЕХАНИЗМЫ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
Этап «0». Определение направлений к изучению.
Экспертная оценка существующего экономического развития территорий выявила следующие направления дальнейшего изучения и преобразования:
- Агропромышленный комплекс (пищевое производство, лесопереработка, органическое сельское хозяйство, рыболовство), уже существующее направление,
- Туризм (несколько направлений развития туризма – агротуризм, исторический, паломнический, водный, участие в межрегиональном проекте «Рыбинское море и пр.), частично существующее направление,
- Логистика и транспорт, новое направление (за исключением железнодорожных транзитных перевозок),
- Производство, по большому счету, новое направление, учитывая закрытие большинства районообразующих производств.
Этап 1. Инвестиционные дискуссии и выработка решений.
Для решения заявленных вопросов с пользой для каждого отдельного района и в целом для территории трех районов целесообразно проведение нескольких последовательных шагов:
- Аналитика - дискуссия – выработка решений и предложений.
- Сначала на уровне каждого района, затем на уровне единой территории.
Этап 1.1. Индивидуальные мероприятия по каждому из трех районов.
- Аналитика – экспертное выделение и описание существующих экономических цепочек каждого района.
- Аналитика – экспертное выведение контуров потенциальных кластерных и субкластерных образований каждого района;
- Дискуссия с экспертным, общественным, предпринимательским сообществами о потенциальных экономических и социальных процессах на территории каждого района;
- Постаналитика – экспертная обработка результатов дискуссий для использования на этапе 2.
Этап 2. Единые мероприятия для территории трех районов.
- Аналитика – экспертное выделение и описание существующих общих для трех районов экономических цепочек.
- Аналитика – экспертное выведение контуров потенциальных кластерных и субкластерных образований трех районов;
- Дискуссия с экспертным, общественным и предпринимательским сообществами о потенциальных экономических и социальных процессах на территории трех районов;
Этап 3. Выработка решений и предложений:
- Описание сценариев развития кластерных и субкластерных образований единой территории.
- Разработка дорожных карт по реализации единой территориальной экономической и социальной политики.
- Выявление успешных примеров по развитию экономических цепочек, реализации экономических проектов в аналогичных условиях (сбор лучших практик в других районах и на территории трех районов).
- Фиксация базовых условий и ресурсов, необходимых для реализации потенциальных проектов на единой экономической территории.
- Выявление потенциальных инвесторов и инвестиционных инструментов по реализации потенциальных проектов на единой экономической территории.
Особое место в этой работе принадлежит общественным инвестиционным дискуссиям. Учитывая существующий опыт и компетенции, логичнее всего их проводить на базе районных газет («Брейтовские новости», «Волжские зори», «Вперед»). Во-первых, это позволит собрать оптимальный круг участников. Во-вторых, придаст вопросу публичную плоскость и позволит быстро и качественно проинформировать (привлечь к работе) жителей территорий. Кроме того, реализация этой части проекта (впрочем, как и проекта в целом) не требует вложения бюджетных средств, проект будет реализован с минимальными расходами (общие организационные расходы).
Примечание: включение в проект общественных дискуссий соответствует принципам разработки и реализации Концепция социально-экономического развития Ярославской области (п. 1.2.), которая «должна разрабатываться при активном участии всех заинтересованных в развитии области сторон: населения, региональной муниципальной власти, представителей бизнеса, общественного и экспертного сообществ».
УЧАСТНИКИ ДИСКУССИЙ:
- От районов: главы администраций, председатели Законодательных собраний, руководители профильных направлений, представители бизнеса, представители общественных организаций,
- От области: руководители (представители) профильных департаментов, депутаты Ярославской областной Думы – кураторы районов, курирующий заместитель губернатора, Торгово-промышленная палата Ярославской области,
- От Федерации: «Агентство стратегических инициатив», общественная организация «Деловая Россия», федеральные эксперты, представители инвестиционных площадок.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Подготовлена и официально оформлена перспективная структура экономики единой территории (удобная и понятная инвестору),
- Создана база успешных примеров по развитию экономических цепочек, реализации экономических проектов на территории трех районов и/ или общих для трех районов экономических проектов,
- Определены базовые условия и ресурсы, необходимые для реализации потенциальных проектов на территории;
- Сформирован и пополняется список потенциальных инвесторов и инвестиционных инструментов по реализации экономических, социальных, инфраструктурных проектов на территории,
- Подготовлены «дорожные карты» по реализации территориальной экономической политики,
- Подготовлен пакет документов для возможного тиражирования на других территориях Ярославской области.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:
РЕЗЮМЕ:
Представленный проект направлен на изменение существующей ситуации на северо-западных территориях Ярославской области, предполагающий создание условий для укрепления существующих компетенций и принятия нестандартных новых для этих районов решений. Общественные инвестиционные дискуссии, которые являются ключевой частью проекта, позволят найти новые решения, причет не только в экономической, но и в социальной жизни территорий. При этом ключевым условием достижения положительного результата является поиск и реализация единых для трех районов активностей.
Реализация данного проекта позволит подготовить, в случае необходимости, почву для реализации п. 4.6.2.1. Концепции социально-экономического развития Ярославской области: «Основными эффектами укрупнения МО и реорганизации их системы управления являются:
- повышение эффективности взаимодействия региональных ОИВ и ОМСУ МО при развитии территорий и решении вопросов, касающихся повышения качества жизни населения области, в том числе в сельской местности…»
|