Стартовая страницаБудущееПерспективы
Читайте также:
HyperLink

Ставшая счастливой на своей брейтовской земле

Краевед, директор культурно-исторического центра «Затопленное Верхневолжье» Дмитрий Коновалов рассказывает о судьбе одной жительницы Брейтовского района.

Сегодня модно быть в тренде. Модно разбираться в гаджетах, быть офисным планктоном, жить в крупном городе, Москве например, и говорить «фу», когда речь заходит о деревне с коровами и навозом. Такова современная реалия, исказившая и испортившая некогда могущественный русский народ. Эта реалия – итог влияния средств массовой информации, где круглосуточно идет пропаганда красивого и беззаботного образа жизни, порочащая житие и бытие исконно русского деревенского образа жизни. Это плод трудов советской власти – раскулачившей русского мужика и массово выгнавшей народ из деревень в города. И, к великому сожалению, мало кто сегодня понимает, что жизнь в деревне это гармония человека и природы, это поистине Богом установленный образ человеческого бытия, когда в благодатном сельскохозяйственном труде на земле человек добывает свой хлеб. Все как в словах Бога Адаму: «И в поте лица твоего, будешь есть хлеб свой» (Быт.: 3,19).

А кто сегодня в поте лица своего добывает себе хлеб? Таких мало. Молодежь все более стремится стать менеджерами или экономистами и сидеть в офисах за компьютерами, не понимая, что жизнь в деревне это свежий воздух, натуральные продукты питания, чистая вода и масса других, уже не материальных, а духовных и душевных ценностей. И вот он результат – деревни вымирают, поля зарастают бурьяном, а дома – уникальные по своим архитектурно-плотницким изыскам русского мужика-крестьянина – безжалостно разваливаются и гниют.

Но Бог милостив. Он всегда России и русскому народу дает шанс выжить. Выстоять в сложных политических, военных или экономических штормах. В таких случаях Бог посылает России уникальных людей. В 988 году – Он послал нам князя Владимира, чтоб выстоять на Руси православие и избавиться от язычества. Потом Александра Невского для избавления Руси от татар. Потом Ивана Грозного чтобы усилить могущество и территориальность России. Затем Патриарха Никона для наведения порядка и благочестия в русской церкви. В 1812 году – князя Михаила Кутузова, чтоб выгнать французов. А потом Николая II и Петра Столыпина сделать Россию экономической державой, а потом и Сталина для победы над фашизмом.

Сегодня, когда вековечная опора Русской державы – деревня, гибнет, Господь посылает для ее спасения уникальных людей, скромных тружеников, горячо любящих землю и труд на ней. Людей, у которых это  стремление не в каких-то выгодах, а в душе – и оно оправдано волей Божией. И в этом стремлении Его – Бога, - промысел и милость.

Еще раз лично мне пришлось убедиться в этом, когда я познакомился с молодой русской девушкой коренной москвичкой Натальей. Мы познакомились в августе 2012 года назад на берегах реки Сить на торжествах посвященных памяти русских воинов павших в борьбе с монголо-татарами. Наталья тогда еще только приехала из Москвы в наше село Брейтово Ярославской области.  Она приехала, как говорится на ПМЖ, – жизнь в Москве, как она тогда говорила, ну просто достала, надоело видеть бесконечно куда-то бегущую массу людей, людей устремленных в какой-то свой мир, не замечающий мира окружающего. В Москве, как тогда говорила Наталья, не видно ни смены времен года, ни погоды, ни птиц, ни вообще ничего того, что приятно человеческому глазу и уху. А в Брейтове на побережье Рыбинского водохранилища в окружении лесов и вымирающих деревень это все наяву, наяву настоящая жизнь, где ощутимо то, что человек это часть окружающего мира и этой природы. Где в тихом храме можно молиться, а не видеть суетящиеся спины людей с постоянными просьбами: а поставьте вон там свечку.

Прожив 4 года в Брейтове, Наталья поняла, что село, деревня - это её. Это её призвание, это её любовь и это её будущая жизнь. Жизнь, о которой, она мечтала с детства – тихой и размеренной в трудах на земле. Нынешней весной, окончательно распрощавшись с квартирой в Москве которую она все эти годы сдавала, Наталья построила себе на живописном берегу реки Сить в тихой безлюдной деревне – в 30 км от райцентра в селе Байловском дом, а рядом с домом – … ферму. Да-да, большую ферму коровник на трех гектарах земли.

Все друзья Наташи были удивлены и обескуражены – она молодая и красивая девушка, москвичка, с хорошим образованием вдруг решила завести коров, коз, куриц и баранов. Многие друзья и знакомые Наташи находились в некотором скепсисе: а быть может она вскоре и вовсе бросит начатое, угаснет в своем желании, и тогда вложенные деньги будет не вернуть. Но непреодолимое желание стать счастливой на своей земле было сильнее уговоров знакомых и родных.

И Наталья счастливой стала. Сейчас в ее хозяйстве три коровы, три теленка, с десяток коз, кошки, собаки и со всем этим хозяйством Наталья справляется одна. Совершенно одна. Когда мы с моим другом в минувшие выходные приехали проведать Наталью, она была безмерно счастлива своей жизнью. И это несмотря на то, что каждый день ей приходится вставать в половине шестого утра, и до позднего вечера  – доить коров, убирать навоз, таскать сено и дрова, готовить скотине еду, развозить покупателям по соседним деревням молоко, топить печку, разгребать снег. И так каждый день без выходных. При всем при этом Наталья живет в деревне, в которой всего один сосед такой же фермер, бывший чиновник районной администрации, разочаровавшийся в том, что силами администраций и государственных структур можно поднять сельское хозяйство.

А как сегодня поднять аграрную Россию? Лишь только собственными практическими силами, собственным примером, таким как наша героиня, которая одна кормит 9 (!) семей и при этом счастлива. И тут невольно вспоминаются строки Николая Некрасова:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,—

И правда, в каком другом селении, в какой другой стране решится женщина в одиночку поднимать деревню? Только русская с ее силой духа и характера. И снова строчки Некрасова о таких женщинах:

В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет,— спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Наталья рассказывает, что когда жила в Москве и работала в офисе, то уставала больше чем сейчас. Живя в столице, не был ни сил и ни энергии. А сейчас даже усталости не чувствуется. Почему так? Все просто – свежий воздух, натуральные, без консервантов и всяких «Е» продукты питания, вода из колодца и … помощь Божия, явно ощутимая в этом богоугодном деле.

Рядом с поместьем Натальи – большая старая каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с приделом святителя Николая построенная в середине 19 века. Храм более 70 лет брошен и разорен, но его стены крепки, а на куполах сохранились кресты и в планах Натальи и ее соседа Петра Михайловича – восстановить эту святыню, спасти от разрушения.

Планов у Натальи много. Несмотря на все сложности, Наталья не просто справляется со своим хозяйством, она планирует расширять его. Увеличить поголовье коров, завести пасеку, разбить сад, расширить огород и сделать еще очень и очень многое. И это тоже черта именно русского, не боящегося сложностей человека.  Пример Натальи – другим наука, как человек становится счастливым, счастливым в том, что для большинства считается позорным, немодным и «некрутым». И это подтверждает народную мудрость, что не в деньгах счастье. А в любви. 

Зачем стремиться в города и всю жизнь горбатиться на ипотеки и кредиты? Когда счастье человека – в малом: в труде на земле, в преображении своего отечества своими трудами, в преображении самого себя. Все мы вышли из деревни, где труд и жизнь идут во благо души и тела человека. Это тяготение к деревне происходит у каждого русского человека где-то на генном уровне. И это в себе замечает не каждый. Человек это начинает чувствовать лишь тогда, когда приезжает в такое вот место и ощущает запах дыма из печной трубы, запах навоза, мычанье коров и кукареканье петухов и когда видит припорошенный снегом лес и усыпанную белизной округу. И слышит тишину вокруг себя без гула машин по асфальту. Пейзаж – русского мира. И это как раз и есть то самое почвенничество, философия русской жизни, о которой писали великие наши мыслители ХХ века – Василий Белов, Валентин Распутин, Федор Абрамов, Владимир Солоухин и конечно Фатей Яковлевич Шипунов.

Жизнь и труды этой русской трудолюбивой девушки – вызывает глубокое уважение, ведь благодаря таким людям как Наталья, которыми должно гордиться наше государство и всячески поддерживать – есть надежда на то, что наше сельское хозяйство и наша русская деревня с баньками и коровами не умрет, а возродится и снова станет столпом Русской цивилизации.

Дмитрий Коновалов, краевед, директор Культурно-исторического центра «Затопленное Верхневолжье»

Фото Александра Груничева

Дано комментариев: 1 
Дмитрий Коновалов
23.12.2016 12:46:22 Обсуждение сообщения: Ставшая счастливой на своей брейтовской земле

Очнись Великая Россия, 
Свою деревню возроди! 
И по примеру Скляр Натальи 
Свое село ты подними! 

С дивана встань, возьми лопату 
Иди в полях косить траву… 
И, возрождай свою деревню 
И поднимай свою страну! 

Дои коров, сади картошку… 
Начни сначала понемножку… 
Ведь ты мужик, ты русский воин 
Ты жить в деревне, быть достоин. 

А ты засел в свою квартиру 
На пузе нарастил ты жиру 
И, все о жизни стонешь ты… 
Ты на Наталью посмотри!!! 

Наталья Скляр – герой труда 
Она для нас – пример всегда! 
Доит коров и пашет в поле, 
Она живет на русской воле. 

Счастливой женщиною стала, 
И, от скотины не устала! 
Гордимся Скляр Натальей мы 
С нее пример возьми и ты! 

Дмитрий Коновалов, 21.12.2016 г

Ответить

Наш Брейтовский район © - сайт о жизни Брейтовского района Ярославской области.

Справочная информация, актуальные новости, обсуждения.
Функционирует с 2015 года. Версия 3.0
Автор идеи, владелец и редактор: Тутариков Андрей (R)
Адреса для связи: breytovo.info@yandex.ru, breytovo.info@gmail.com
Подробная информация о всех возможных способах связи
Разработка: Кононов Дмитрий
Сейчас зарегистрированных посетителей на сайте: 0 Посмотреть подробнее...
Новостная лента RSS 2.0
Закрыть

Вверх