Читайте также:

«Чрезвычайно важная работа…»

Исследователи затопленных святынь Мологского края реализуют еще один уникальный подводный проект. 

Известный подводный исследователь Константин Богданов, подаривший вместе со своей разведывательно – водолазной командой, центром водного спорта «Ветрено» и межрегиональной общественной организацией «Третий Рим» Брейтовскому району и всей Ярославской области уникальный проект «Затопленные святыни Мологского края», начинает новую не менее уникальную экспедицию.

Завершающие этот сезон погружения на дно Рыбинского водохранилища в районе затопленной усадьбы Мусиных – Пушкиных Иловна прошли в самом конце марта. Напомним, в ходе экспедиции были обнаружены прекрасно сохранившиеся аркады и лестницы центральной набережной, основы фундамента центральной усадьбы и первого яруса храма Преображения Господня. В туристический набор предложений Ярославской области был запущен новый брейтовский оборот «исторический дайвинг» (или «дайвинг со смыслом»). Проект принял межмуниципальный характер, о нем заговорил глава региона Дмитрий Миронов, его  узнали в Москве и по всей стране.

И вот, спустя всего лишь месяц после завершения этого сезона «брейтовской Атлантиды», новая важная исследовательская тема. 30 апреля в Финском заливе у островов Гогланд и Большой Тютерс продолжится уникальная экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» по поиску мест гибели советских подводных лодок. Участники экспедиции ставят своей целью попытаться найти места гибели подводной лодки Щ-406 году под командованием Героя Советского союза Евгения Осипова, погибшей в 1943 году, и лодки М-96 под, погибшей в 1944 году.

Для отдания воинских почестей и проведения панихиды к острову Гогланд 5 мая из Кронштадта выйдет судно Балтийского флота с представителями Западного военного округа, Московской Духовной академии и средств массовой информации. По многолетней традиции в случае успеха поисковой работы 6 мая 2017 года в районе острова Гогланд в Финском заливе пройдет церемония увековечения памяти экипажей погибших подводных лодок. Дайверы экспедиции установят на корпуса погибших кораблей мемориальные доски со списками членов экипажа, будет проведена панихида и отданы воинские почести.

«Они проводят очень большую работу, связанную с восстановлением имён героев Великой Отечественной войны и Первой мировой войны. У них есть целая программа, которая называется «Поклон кораблям великой Победы». Они находят места гибели подводных лодок и боевых кораблей и Первой, и Второй мировых войн, Великой Отечественной и, как я уже сказал, восстанавливают имена героев. Чрезвычайно важная работа, она важна всегда…», - сказал в 2014 году об инициативе Разведывательно – водолазной команды Президент России Владимир Путин на церемонии вручения Константину Богданову премии «Человек года Русского Географического общества».

Проект реализуется с 2005 года и значение его очевидно: в годы Великой Отечественной войны на морских просторах нашей страны погибло более 5000 кораблей и судов различных классов. Многие из этих моряков до сих пор считаются пропавшими без вести. Команда обнаружила или приняла участие в идентификации: 9 подводных лодок; 12 кораблей I Мировой и Великой Отечественной войн, 3 самолёта. Установлено и увековечено более 500 имён русских моряков. Обнаружен русский парусный линейный корабль «Лефорт» (ССЫЛКА на виртуальный подводный музей «Лефорт»), 4 корабля более ранних эпох. 

Фото: Владимир Путин вручает премию «Человек года Русского Географического Общества» Константину Богданову. Фото: РИА «Новости».

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом. Экспедиция проводится при поддержке депутата Государственной Думы России, генерала армии Николая Ковалёва, командования Западного военного округа и Управления федеральной пограничной службы ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Добавим, что у Брейтовского района есть своя история, связанная с подводными лодками, которая усилиями Константина Богданова, всплыла на поверхность. Именно брейтовские комсомольцы в годы Великой Отечественной войны выступили с инициативой областного сбора средств на строительство и подводной лодки «Ярославский комсомолец». Всего в Ярославской области было собрано около 5,5 миллионов рублей. Столько стоило строительство новой лодки типа «малютка». Тогда было принято решение эквивалентно собранной жителями области сумме ближайшей построенной подлодке класса «М» присвоить наименование «Ярославский комсомолец». В феврале 1943 года подводную лодку «М-104», заложенную на Горьковском судостроительном заводе «Красное Сормово», назвали «Ярославским комсомольцем», 23 февраля на ней был торжественно поднят Военно-морской флаг. В церемонии передачи корабля морякам Северного флота от делегации ярославцев принимал командир бригады подводных лодок Северного флота Герой Советского Союза капитан 1 ранга Иван Колышкин - уроженец Ярославской области.

Связь Брейтовского района с подводным флотом продолжили Борис Орлов и Николай Мурашов. Капитан первого ранга Борис Александрович Орлов родился в деревне Живетьево Брейтовского района. Окончил Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище,  в 1977-1983 годах служил на Северном флоте на атомной подводной лодке. В настоящее время – секретарь Союза писателей России. Николай Алексеевич Мурашов родился в деревне Никитинское Брейтовского района, службу в армии проходил на атомной подводной лодке на Северном флоте. «Служба на подводной лодке остается и будет оставаться в памяти всю жизнь», - рассказывает Николай Мурашов, многолетний главный реактор, а ныне – ответственный секретарь районной газеты «Брейтовские новости».

 

Историческая справка:

Подводная лодка Щ-406.

Подводная лодка Щ-406, «щука» серии X-бис, к началу Великой Отечественной войны была самой современной подводной лодкой в составе Краснознаменного Балтийского Флота. С осени 1941 года и до ее последнего похода лодкой бессменно командовал Евгений Яковлевич Осипов, начавший войну в должности старпома этой же лодки. Лодка и ее командир прославились в 1942 году. Щ-406 была одной из нескольких лодок, которые в навигации 1942 года дважды ходили в боевые походы на коммуникации противника. Лодка под командование Осипова смогла добиться результатов в обоих походах и вернуться на базу, привезя с собой даже пленных моряков с потопленного транспорта противника. По официальным данным, было потоплено 5 транспортов противника. Командование по заслугам оценило вклад подводников Щ-406 в борьбу с немецкими транспортными перевозками. Весь экипаж лодки был награжден орденами и медалями, а Евгений Яковлевич Осипов стал одним из всего двух подводников-балтийцев, удостоенных звания Герой Советского Союза к 1942 году.

В 1943 году в самом узком месте Финского залива, между финским мысом Порккала и эстонским островом Найссаар, была натянута двойная стальная сеть. Перед сетью стояли десятки рядов мин. Концентрация противолодочных средств в Финском заливе была доведена немцами и финнами до своего максимума за всю войну. Лодке Щ-406 и ее командиру предписывалось во что бы то ни стало прорваться в Балтийское море. 29 мая 1943 года Щ-406 ушла в море с острова Мощный, больше лодку никто не видел и на связь она не выходила.

Командование до последнего не верило в гибель лучшей лодки и командира-подводника Балтики. Гибель Щ-406 до сих пор загадка. Немцы и финны неоднократно заявляли, о том, что их корабли потопили Щ-406 в первых числах июня 1943 года. Однако изучение зарубежных архивов не поддерживают этих версий.

Подводная лодка «малютка» М-96.

Подводная лодка «малютка» М-96 пережила самые страшные по потерям подводных лодок 1942 и 1943 годы. Но стала единственной балтийской подводной лодкой, погибшей в 1944 году. М-96 за годы войны не отметилась потопленными кораблями противника, но стала знаменита как бессменная участница дерзких разведывательно-диверсионных операций.

М-96 выполняла задания по ведению визуальной разведки в водах противника, высаживала разведывательно-диверсионные группы на острова Финского залива, и глубоко в тыл немцев, на территорию Эстонии. М-96 одна из немногих лодок, которые ходили в боевые походы в 1941, 1942, 1943 и 1944 годах. Причем она единственная успела повоевать как на Балтике, так и в Ладожском озере. Еще один примечательный факт: подводной лодкой М-96 с момента ее вступления в строй и до марта 1943 года бессменно командовал Александр Иванович Маринеско. Который зимой 1945 года станет самым результативным подводником Советского флота. М-96 погибла в своем седьмом за войну походе. Лодка была послана в воды Нарвского залива, для разведывания путей выхода для больших подводных лодок Краснознаменного Балтийского Флота, которые с августа 1943 года в море не выходили. Уйдя в море 7 сентября 1944 года, лодка больше на связь не выходила и на базу не вернулась. Вместе с лодкой погибли 22 члена экипажа.

На титульном фото: последняя фотография Щ-406, весна 1943 года, погрузка торпед перед походом (из архива Константина Богданова). 

Пока еще нет ни одного комментария. 

Наш Брейтовский район © - сайт о жизни Брейтовского района Ярославской области.

Справочная информация, актуальные новости, обсуждения.
Функционирует с 2015 года. Версия 3.0
Автор идеи, владелец и редактор: Тутариков Андрей (R)
Адреса для связи: breytovo.info@yandex.ru, breytovo.info@gmail.com
Подробная информация о всех возможных способах связи
Разработка: Кононов Дмитрий
Сейчас зарегистрированных посетителей на сайте: 0 Посмотреть подробнее...
Новостная лента RSS 2.0
Закрыть

Вверх