Сплавом по Сити
Отчетный очерк команды «Ветрено» о путешествии на байдарках по реке Сить.
Экспедиция состоялась 8-9 мая 2018 года, в ней приняли участия четыре человека: Дмитрий Радченко, Алесь Румянцев, Иван Сигарев, Олег Серегин. Рассказывает Дмитрий Радченко, руководитель центра водного спорта «Ветрено». Редакционные справки приведены в конце рассказа.
- В наши планы давно входило изучить проходимость реки Сить (см. справку 1) с ее верховий. Так как все старожилы рассказывали про мелкие участки и сложности в их преодолении, в наш походный скарб были включены вейдерсы и теплые сменные вещи на случай всяких неожиданных сложностей в преодолении мелей. Гидрометцентр погоду предсказывал с дождиками, и этот аргумент тоже пришлось учесть в багаже. Забрасывались мы на машине, с собранными заранее на базе «Лесной Берег» байдарками. Экипаж состоял из двух человек в одной двухместной байдарке и двух во второй - трех местной. Как говорится, основной груз везли в той, где пустовало место третьего пассажира.
Заранее запланированное место по карте - это пересечение реки с дорогой в районе села Божонки Тверской области (координаты точки: N 57.91750, E 037.40212). Выехали рано, так что в 9.00 уже были на месте, недолгие расставания с Андреем Седовым, доставившим нас в точку начала сплава, и мы тронулись.
Первые впечатления оказались из разряда из неожиданных. Река не представляла собой тоненький ручеек, а была вполне себе широкая - метров пятнадцать, со стремнинкой и темной, сразу в метре от берега водой. При этом вода вполне прозрачная, и видно дно не меньше, чем на метра полтора. То есть глубина под нами была. Ясная погода, утро, солнце, голубое небо и весеннее щебетание птиц окружало речку. Ярко - зеленая, еще не высокая трава вдоль берегов позволяла наблюдать все, что происходит и происходило ранее вокруг в здешних местах.
Достаточно быстро, не далее, чем через километр, мы резко перемахнули нечто похожее на мост, с небольшой шириной и на маленькой от поверхности глубине. Возможно, это была плотина. Подумалось о том, что в мелкую воду это может быть серьезным препятствием, но вполне преодолимым – в силу своей очень небольшой ширины.
Первая история заключается в том, что эти места являются огромным месторождением торфа, и его исправно осваивали еще не так давно. Спустя несколько километров от нашей отправной точки мы встретили нагромождение лодок, по виду многие из них уже ни чьи, часть затопленные, часть ржавые и давно не ухоженные, а какие-то явно используются охотниками.
Над этим местом и по бокам стояли два по началу кажущиеся схронами - бункерами,а в итоге, скорее всего, это что то типа сварной бытовки под ночевки и отдых людей, работавших на торфоразработках. Через реку в этом, когда-то сильно обжитом месте шел мост с узкоколейной железной дорогой (координаты точки: N 57.90482, E 037.53273). К слову, по реке много и часто по берегам встречаются шпалы, это, видимо, именно с нее они каким-то образом попадают в воду и путешествуют по течению. Одна из будок бытовок явно используется и ныне, но только охотниками.
Уже забегая вперед, скажу, что и впереди мы встретим такие же бытовки. Еще о масштабе проводимых здесь ранее работ говорила разветвленная сеть впадающий в русло, по которому мы шли, каналов. Некоторые - достаточно прямые - уходили на столько, насколько видно глазами. Когда то здесь копошился и создавал суматоху человек, теперь это рай птиц и царство бобров (см. справку 2). Вероятно, что если с низовьев сюда умудряется дойти рыба, это еще и огромное нерестилище.
Вторая история этих мест переносит нас в глубокую древность, ко времени сражения с татарами на Сити (см. справку 3). Местечко - погост Могилицы, сегодня его нет на картах и остатков церкви на его месте тоже найти не просто. (координаты точки: N 57.89181, E 037.54647). Мы ожидали его увидеть на берегу реки, по которой путешествовали, однако то ли человек изменил и подправил каналами русло, то ли это время сделало свое дело. Он, как оказалось, теперь располагается в стороне от нашего маршрута, хотя и не так далеко. В названии Могилицы заложен весь смысл этого местечка, якобы большие захоронения павших русских воинов расположенных здесь, это название и донесло эту информацию в наши дни. Еще чуть в стороне, возможно, через узкоколейку, а, возможно и от погоста, можно добрести до места с названием Шелдомеж (см. справку 4). Здесь ранее стоял женский монастырь. Вот уж точно место для выносливых и терпеливых людей (и, конечно, ими были женщины!), настроенных не на праздное времяпровождение - с учетом такого количества болот и сложностей в поддержании быта и хозяйства на нем. Теперь от некогда главного собора, остался свод, страшновато раздвинув четыре поддерживающие его стены, и церквушка с современным кладбищем.
Фото: Сергей Столетов.
Но кажущиеся сложности в проживании на болотах, скорее всего, когда-то ранее давали людям и работу, и средства для развития и процветания. Вряд ли в старину торф пользовался спросом как сырье для огородов и мог заменить дрова. Возможно, в этих местах добывали болотную руду, и это стимулировало окрестности. Это, конечно, только версия, но о том, что вокруг этих болотистых мест люди жили в достатке, говорит немалое количество расположенных здесь сел, с большими храмами и крупных деревень.
Вскоре нам попались разваленные крыши заброшенной деревни на правом берегу, но останавливаться мы не стали, зато чуть позже на левом берегу встретилась деревня, здесь мы вышли (координаты точки: N 57.88537, E 037.57164). Грустное зрелище пришедшей в упадок и покинутой жителями деревни особенно тяжело воспринимался через даты нашего путешествия, мы очутились там 8 мая, накануне Дня Победы.
В деревне стоит обелиск павшим воинам этого населенного пункта, на памятной табличке много погибших однофамильцев. Преимущественное большинство - это молодые ребята не старше тридцати лет, а одному из них было всего восемнадцать. В надписях указаны и пропавшие без вести. Одна из табличек поясняла, что памятник построен на средства и стараниями жителей деревни. А теперь и самих этих жителей уже можно назвать пропавшими без вести. Еще одна табличка была адресована жителям XXI века - с посланием для них. Но пусть это послание прочитает кто то другой. Так решили мы (см. справку 5).
В соседнем, уже давно разграбленном доме на пороге кто-то разбросал письма и бумаги. Рядом валялась ржавая, но еще вполне держащая форму коробка от бисквитов с царскими гербами, видимо, в силу удаленности деревни даже ее не стали брать из-за ее габаритов. Так вот, одна из бумажек, из тех, что не сгнили и не промокли, была воззванием Роспотребсоюза из начала 1930-х с просьбой собирать весь возможный и невозможный мусор для поддержания промышленности. Такой вот не совсем понятный нам сегодня механизм сбора всякого утиля, но как-то реализованный нашими предками. Из сегодняшнего дня чудно звучит то, что даже дохлые животные интересовали не ветеринарную службу и Россельхознадзор, а какую-то профильную видать промышленность.
На оборотной стороне бумаги карандашом сделала надпись: «Клюква, 8.400 / 10.68. 28.V.1932» - видимо, речь идет о сдаче или какой-то другой операции с собранной в местных болотах клюквой. Из нее следует, что эта бумага появилась в деревне не позже 1932 года.
Еще в одном письме кто то из июня 1944 года, похоже из Москвы, благодарил маму за посылку. Текст письма приведу дословно, как там было написано.
«1944 1 июня привет от меня
«здравстуйте дорогие родные милая мама и моя дорогая тетушка посылаю я вам всем понискому поклону и желаю я вам всего хорошего а главное вам всем здоровья милая мама посылку я твою получила закоторую вам всем спасибо я ее получила 30 мая мама я получила в посылочке два яйца куриные и одно гусиное и две баночки масла и сухарики толченые и нетолченые и сушоный лук мама я получила и мне что то подозрительно что как будто посылка нецелая мама напиши чево было положено в посылке мама ты наверно с посылкой послала и письмена а я письмена еше не получала на днях наверное получу мама как посылки посылаешь то описывай чего посылаешь мама я на этот месяц получила карточку 600 гр а было 500 теперь сто грам прибавилос но а жить тяжело мама если бы не твои посылки то наверное и меня бы не было питание у нас в столовой все хуже второва не дают а супу одна вода мама так что все надоело даже глаза неначего несмотрят другой рас сяду писать письма а писать нет настроенья и когдато это все кончится…»
Еще пишет, еще видимо вполне молодая женщина из города о том, что ходит на работу каждый день по 12 километров, что не ценят их труда, и просит впредь ничего ценного, кроме сухарей, в посылку не класть, потому что думает, что их вскрывают. Есть еще пара писем из далекого 1946 года, где у нее уже получилось отправить маме пару метров какой то ткани. Как то сложно и очень звонко в этих письмах отразилась та реальность тех военных и послевоенных лет. И уже очень сожалею, что не собрал все эти разбросанные и никому ненужные отголоски чьей-то жизни. Так и остались они исчезать там, где жили их адресаты.
Дальше наш путь без особых усилий стал приближаться к местам более обжитым. Вдоль берега видны еще хоть и не большие, но массовые заросли борщевика. Видимо, летом путешественник проходил бы в этих местах как в тоннеле - сухие старые стебли возвышаются палками метра на три от земли. Отчетливо слышно, как проходит поезд, и где-то справа едут по дороге машины. Начинаются места с открытыми пространствами, раньше здесь, видимо, пахали.
Прошли вдоль деревни с каким-то старым разрушенным зданием в центре, похожим на небольшой заводик. Не отходя от кассы, как говорится , местные прямо напротив своих домов ставят верши и сетки, но прилежно - небольшие по длине. Забегу вперед и скажу, что снасти и всякие приспособы для ловли рыбы встречаются в районе деревень на всем протяжении реки. Такое подспорье в рационе, видимо с древна кормило живущих на реке жителей. Тут нам попался прибитый к берегу кабан. Вообще, такой катастрофы или такого аномального явления гибели крупных животных я и мои друзья не помним. На протяжении реки мы встретили 6 лосей, 4 кабанов, 3 бобров и лебедя. Мертвых животных прибило к берегу до их природной утилизации. Видимо, в эту зиму в местах их привычной миграции через реку уровень воды был выше, а лед не надежный. Они проваливались, а выбраться не могли. Бобры и лебедь - это следствие нерадивости охотников. Но это наши версии.
Прошли село Воскресенское и миновали два моста, только один очень низкий, его едва проходишь, наклонив голову к байдарке, а другой - затопленный, мы его проскочили поверху, малька почувствовав дном лодки. Но местный с берега сказал, что ближе к левому берегу реки пролетов нет. Да, еще один важный момент гарантии прохождения в этой местности по реке - это то, что ранее, начиная с тех мест, где мы высадились, и ниже на несколько километров от этого села ходил земснаряд. Кучи земли по берегам подтверждают это. Еще и стабильно глубокое русло, и ровные берега говорят о том же.
Заночевали чуть ниже после моста с асфальтированной дорогой, на слиянии Сити с Купинкой. От впадения Купинки ниже по течению есть поляна, на которой вполне можно разбить лагерь на несколько палаток. Лагерь разбили быстро. Переночевали без происшествий, ожидая дождик. Собранные случайным образом разбросанные в деревне письма и бумаги мы как раз и читали с фонарем вечером у костра. Особый смысл весь текст приобретал на кануне 9 мая. Утром копошились и собирались дольше задуманного, вышли к 11.00. Были слышны музыка и песни из военного репертуара. Это, как нам рассказала продавщица в магазине позже, в селе Воскресенском хоронили останки найденного солдата, до сих пор числившегося как без вести пропавшего.
Вчерашние физические усилия, тогда когда до этого тяжелее ручки ты давно ничего не поднимал, дают о себе знать! Красивые места с новыми пейзажами, высоким лесом, открытыми полянами и встречающимися на пути деревушками по обе стороны сменили заросшие гряды, насыпанные вдоль двух берегов реки в районе, который мы миновали вчера.
Плановую остановку сделали на левой стороне реки в липовом парке села Новинское (координаты точки: N 57.89061, E 037.81067). Нас встретил на берегу местный житель, похожий на тщедушного депресорного писателя - драматурга. Редкая щетинка, тоненькая бороденка, очень худое лицо с бледным цветом кожи. Он вполне соответствовал месту, в которое мы попали. Село Новинское - это родовое имение старинного дворянского рода Сухово-Кобылиных, один из которых как раз и оставил свое имя в истории как известный литератор и драматург (см. справку 6). Усадьба осталась в памяти лишь по небольшому флигелю, сохранившемуся до сих пор, по вполне еще сохранившейся церквушке, где в советские годы была кузня и мех склад. Увы, в очередной раз нам попалась на глаза никому не нужная бухгалтерия (документы, датируемые 1963 годом) все того же Роспотребсоюза. Но и нам эти груды бумаги показались не нужными.
Что можно сказать про то, как сложно и витиевато переплетает и сглаживает время имена и судьбы людей! Прах известного драматурга и его дочери был выкопан из захоронения (а умерли они во Франции), сложен в урну. И, вероятно, до сих пор хранится невостребованным там же, потому что средств на поддержание порядка на могиле нашего соотечественника и персоны, имевшей не одну усадьбу и имение в России, ни у кого не нашлось... Прогулялись по парку, сфотографировали развалины усадьбы и церквушки. Попрощались с местным современным драматургом и отправились далее.
Как оказалось, река Сить на своем протяжении меняет облик и выглядит совершенно по-разному. То она вполне спокойная, заросшая кустами и травой, то она походит на реки Сибири высокими сосновыми берегами, стремнинками и шаверами. Местами выступают камни и даже имеются некоторое количество небольших порожков. Вот этот средний участок реки и показался нам самым активно интересным для путешествия на байдарках. Можно считать, что этот участок начинается от деревни Родная и ниже вплоть до мест, где река затормаживает течение и сидит на подпоре Рыбинского водохранилища. Эти места с расположенными по берегам селами, действительно, достойны внимания кисти художника. В нашем случае это фотоаппарат и свободные руки, что в случае прохождения стремнинок не всегда возможно.
На одном из берегов попался особо ретивый рыболов, его владения видно было сразу. Мы нарекли его рыбным дьяволом, так как весь правый и весь левый берег был утыкан всякими приспособами под ставки и места для установки верш. Сами верши, а их какое то неимоверное количество, лежат там же. Стоят ноги как у колодцев, чтобы использовать подъемник. В общем, промышленный добытчик не иначе. Каково же было наше удивление, когда, минуя поворот, мы встретили и его! Рогов, копыт и чешуи конечно на нем не было, но он прилаживал как раз одну из верш в задуманное место. Он тоже растерялся от нашего появления, возможно, услышал, как мы обсуждали такой «подход» к рыбной ловле в нерестовый сезон. В общем, прикинулся веником, бросил снасть и пошел глядя в небо, типа, все это не я соорудил. Покорили мы его за масштаб, но вряд ли наши слова могут на что-то повлиять. Увы.
Уверенно можно сказать, что в этих местах можно поймать жереха, точно где-то выстаивается голавль, не удивлюсь, если где-то можно вычислить хариусов. Если река не прогревается излишне в жаркие летние дни. Но ключи и наличие притоков, скорее всего, этот вопрос страхует.
В районе села Байловское (в церкви которой сохранились росписи кистей учеников школы Васнецова), точнее, напротив, расположена умершая деревня Городищи. Когда то она славилась своими плотниками. Теперь мы об этом знаем только со слов жителей окрестных деревень. Остатки некогда больших добротных домов еще где-то возвышаются над бурьяном в ожидании Плохиша со спичками, который рано или поздно обязательно появится. Так гибнет основная масса заброшенных деревень - в период, когда сухая трава, загоревшись где-то, разносит огонь на очень большие расстояния. В названии деревни заложен особый смысл, и он нас относит все так же далеко в древность, когда люди селились возле городищ и укрывались в них в опасные моменты. Так образовывались в итоге города, если место находилось в удобном и экономически выгодном месте. Но это место названо так не потому что тут находилось городище, здесь есть место которое связывает эту точку, возможно, с Семеновским городищем (о котором ниже), а, возможно, и со всеми окрестными древними хуторками.
На выступе, сформированном речкой Каменкой и рекой Сить, располагается сигнальная точка, где в древние времена несли вахту и постоянно дежурили, осматривая окрестности на случай неожиданного появления врага. Дальше разжигали костер, который, как предполагалось, будет виден всем проживающим в окрестности людям. Он и является сигналом, для того, чтобы собраться в предполагаемом для защиты месте. Вероятнее всего, где-то есть еще сигнальные точки, которые по цепочке разжигали костры, передавая информацию на большие расстояния. То есть на этом месте несли вахту древние сигнальщики, что особенно понятно мне как человеку, служившим на флоте в специальности сигнальщик.
Далее на нашем пути встречается неимоверно красиво расположенная церковь на холме села Семеновское (см. справку 7). Ее восстановили, и она, конечно, ярко и контрастно смотрится с большой дистанции. Петля реки огибает уже упомянутое выше Семеновское городище. Есть версия, что именно в этих местах происходила одна из ключевых стычек русских войск с татарами в 1238 году. Река настолько долго, как оказалось, огибает следующую от городища петлю, что совершенно нельзя осознать это с земли и дороги. Наверху над Семеновским городищем стоит беседка - ключевая смотровая площадка, так вот, мост встречающийся впереди над рекой, расположен от этой беседки не дальше, чем в трех сотнях метров, а изгиб реки по ощущениям длиннее, чем добрый километр.
В этом месте можно подытожить порожистую воду реки. Она упирается в подпор Рыбинки и становится медленной и полноводной. Возможно, летом все изменится. С левой стороны на холмах расположено село Покровское, упоминающееся в повествованиях о Ситской битве. Ниже по течению справа организованный в виде каскадов из беседок и трапиков стоит известный и почитаемый в народе святой источник Прощеный ручей (координаты точки: N 58.20752, E 037.86739) (см. справку 8).
К слову, ниже ручья в метрах в трехстах с правой стороны стоит табличка, указывающая на то, что тропинке выше нее находится большой валун, в древности служивший культовым местом посещения (см. справку 9).
Мы же, отведав воды из Прощеного ручья, как без этого, с последнего рывка, уже нигде не останавливаясь, прошли последний участок и оказались в конечной точке нашего путешествия - на базе «Лесной Берег». До места, где река Сить впадает в Рыбинское водохранилище, оставался с десяток километров. Но это – уже совсем другая история.
Редакционные справки:
Справка 1.
Сить – река на северо-западе европейской части России, протекает по территории Сонковского района Тверской области, Некоузского и Брейтовского районов Ярославской области, впадает в Рыбинское водохранилище. Длина – 159 км, площадь бассейна – 1900 кв. км.
Справка 2.
История когда-то крупнейшего по объему добычи в стране торфа Мокеиха-Зыбинского торфопредприятия уходит корнями в 1931 год. Тогда было установлено, что под промышленную разработку пригодно более 18 тысяч гектаров местных торфяных болот. К 1952 году разработки велись на двухстах гектарах. В 1953 году началось строительство второго торфопредприятия. Позже появилось третье. 1975 год стал рекордным - добыча торфа перевалила за два миллиона тонн. Численность работающих составляла 1700 человек. К концу 1980-х правительство страны дает установку снизить добычу фрезерного торфа как топлива для электростанций (более выгодными стали уголь, нефть, газ, а торф направлялся большей частью для сельского хозяйства). 7 июня 2016 года получено официальное уведомление о прекращении торфодобычи.
Справка 3.
Битва на реке Сить (Ситская битва) – сражение, произошедшее в начале марта 1238 года между объединенным войском нескольких русских князей во главе с владимирским князем Юрием Всеволодовичем и монгольским корпусом во главе с Бурундаем. Одно из центральных событий монгольского нашествия на Русь (1237- 1240 годы), одно из ключевых сражений монгольского похода во главе с Батыем на Северо-Восточную Русь (1237 – 1238 годы). Закончилось поражением русских дружин. Предполагается, что столкновения имели место на протяжении всей реки Сить: от местечка Божонки до деревни Ветрено в месте впадения Сити в Мологу.
Справка 4.
Название села Шелдомеж производят от словосочетания «Шёл до межи» и связывают с событиями Ситской битвы. В 1832 году здесь был построен каменный храм в честь Воскресения Христова.В 1887 году здесь была устроена женская Шестоковскаямонашеская община. 17 декабря 1906 года объявлен указ Святейшего Синода обее переименовании в монастырь в честь Чудотворной Шестоковской иконы Божией Матери. К 1908 году был построен Троицкий собор с приделами во имя Шестоковской иконы Божией Матери и Святого благоверного князя Георгия Всеволодовича, погибшего неподалеку отсюда в ходе Ситской битвы. Главный придел обустраивали в честь Святой Живоначальной Троицы.Храм строили 12 лет большими трудами, булыжник для фундамента привозили за сотни километров, известь – за пятьдесят. После революции 1917 года обитель была разграблена.
Справка 5.
В годы Великой Отечественной войны из Некоузского района на фронт ушло более 16 тысяч человек, погибло 6,5 тысяч человек. Из Брейтовского района на фронт ушло 9030 человек, 4446 – погибли или пропали без вести.
Справка 6.
Александр Василевич Сухово-Кобылин (1817-1903) - русский философ, драматург, переводчик, почётный академик Петербургской Академии наук. Родился в богатой дворянской семье в Московской губернии. В 1850-1854 годах написал пьесу «Свадьба Кречинского», вызвавшую всеобщий восторг при чтении в московских литературных кружках. В 1856 г. поставлена на сцену в бенефис Шумского в Малом театре, став после этого одной из самых репертуарных пьес русского театра. В 1871 году Сухово-Кобылин по совету своего товарища Константина Ушинского устроил в своём имении Новом (ныне – Новинское) Мологского уезда Ярославской губернии, где бывал с частыми визитами, учительскую семинарию. Она работала по научным принципам Ушинского и просуществовала вплоть до 1914 года. За это время отсюда вышли сотни учителей. После пожара начала XX века семинария переведена в Углич (ныне Угличский педагогический колледж).
Справка 7.
Храм Архистратига Михаила построен в 1806 году на средства прихожан. Интересна история создания храма, который по архитектуре значительно отличается от других, построенных в начале XIX в Брейтовской волости. Причина в том, что здание не менее четырех раз достраивалось (не перестраивалось, а именно достраивалось). Аккуратность первоначального исполнения позже дополнена неожиданными провинциальными решениями. Местные жители старались не отстать от соседей – прежде всего, от храма в селе Покровское. Подняли выше колокольню, устроили трапезную, расширили её, возвели приделы. С южной стороны – с учетом возведения трапезной, которая шире, чем четверик, был сдвинут вход от центра к самому углу четверика. Часть прежних стен убрали, часть связали с вновь построенными. Низ колокольни оказался в массе новой постройки, вход на нее вынесен наружу, лестница встроена в западную стену северного придела.
Справка 8.
Название Прощеному ручью дают две легенды. По первой, когда-то на вершине холма стоял монастырь. При его осаде монголо-татарами в 1238 года весь монастырский комплекс ушёл под землю, чтобы не достаться на разграбление и поругание. С тех пор якобы и забил из холма целебный источник. По второй легенде появление источника тоже связано с битвой на реке Сить. В русском войске были воины ростовского князя Василько, с которым сюда, к источнику, приехала попрощаться его жена Мария. Отсюда и название – Прощеный ручей. Третья легенда продолжает вторую. Ростовский князь Василько в битве был ранен и пленен. Ему предложили почетную службу у монголо-татар, но Василько предпочел смерть. Мария, узнав о гибели мужа, поехала на реку Сить, по православному обычаю, простила врагов, и от ее слез забил ключ, дав начало чистейшему роднику, обладающему целительной силой.
Справка 9.
Камень – святилище - возможно, много веков назад он был спрятан от поборников христианства, яростно боровшихся с языческими культами. Может быть, он сам «ушел под землю» и затем «вышел из нее», что случается со священными камнями. Рядом с камнем есть следы от костровищ и большое количество жженого угля, что подтверждает сакральное предназначение камня и связь в древности этого места с языческими обрядами.