«Упущено что-то очень важное»
На Гражданском форуме Ярославской области обсудили развитие малых городов и сельских территорий.
8 июня 2018 года в Ярославле прошел XVI Гражданский форум Ярославской области. Главная тема, которую обсуждали около пятисот человек - социальные инновации как условие развития гражданского общества. Среди участников были замечены активисты некоммерческих организаций, члены общественных палат области и муниципальных районов, федеральные и региональные эксперты, представители федеральной, региональной, муниципальной власти. Губернатор Ярославской области и Председатель регионального Правительства, к сожалению, в этом году в работе форума участия не принимали.
Специальная секция форума была посвящена развитию малых городов и сельских территорий. Предварительно на нее записалось более ста человек, участвовало меньше, но в любом случае это - показатель актуальности заявленной к обсуждению темы. Что подтвердила и оживленная дискуссия после и во время докладов. К слову, многие участники этой дискуссии посетовали, что на обсуждение озвученных проблем времени как раз и не хватило. Это – еще одно подтверждение того, что в малых городах и на сельских территориях пока не все хорошо, это видит и понимает общественность Ярославской области, предлагая разные варианты решения накопившихся проблем. Секцию провели председатель комиссии по развитию институтов гражданского общества и защите прав человека Общественной палаты Ярославской области Александр Соколов и директор брейтовской некоммерческой ассоциации «Прощеный ручей» Андрей Тутариков. С докладами выступили руководитель направления по работе с экспертами Центра социального проектирования «Платформа» Дмитрий Лисицин, руководитель проектного офиса губернаторского проекта «Решаем вместе!» Евгений Чуркин, искусствовед и независимый куратор проекта «Другой Данилов» Екатерина Змеева и председатель правления Фонда развития и благоустройства города Любима и Любимского района «Приобнорье» Александр Соколов.
По итогам состоявшегося обсуждения был подготовлен проект резолюции секции «Развитие малых городов и сельских территорий» XVI Гражданского форума Ярославской области. В настоящее время он дорабатывается. Интересно, что в это же самое время в газете «Брейтовские новости» был опубликован Доклад главы Брейтовского муниципального района Андрея Перова о своей деятельности и деятельности районной администрации в 2017 году. В связи с этим сайт «Наш Брейтовский район» посчитал интересным опубликовать проект резолюции и – в качестве комментариев – отдельные части доклада главы Брейтовского района. Они наглядно демонстрируют глубину проблем малых городов и сельских территорий Ярославской области, которые видны из состоявшейся дискуссии и, к сожалению, подтверждаются районной статистикой.
Проект резолюции секции «Развитие малых городов и сельских территорий» XVI Гражданского форума Ярославской области (8 июня 2018 г., Ярославль)
Участники и эксперты секции «Развитие малых городов и сельских территорий» XVI Гражданского Форума Ярославской области «Социальные инновации как условие развития гражданского общества» обсудили основные вопросы социально – экономического и общественного политического развития малых городов и сельских территорий Ярославской области и пришли к следующим выводам:
1. В малых городах и сельских территориях, несмотря на продолжающийся отток жителей в крупные города и городские агломерации, проживает значительная часть населения Ярославской области.
Из доклада главы Брейтовского района:
«К сожалению, численность населения Брейтовского муниципального района снижается, по состоянию на начало 2017 года она составляла 6300 человек. За 2017 год в районе родилось 34 ребёнка, что меньше соответствующего периода прошлого года на 10 детей. Количество умерших составило 149 человек (2016 год – 125 человек). Оценивая демографическую ситуацию, можно сделать вывод, что в районе большие проблемы в этой сфере. Для их решения необходимо: улучшать охрану материнства и детства; снижать уровень заболеваемости и смертности населения; повышать устойчивость семейно-брачных отношений; формировать у населения устойчивую потребность в здоровом образе жизни, а главное – создавать условия для создания новых рабочих мест, изыскивать возможности в строительстве или приобретении жилья для молодых специалистов».
Наш комментарий. Огромная территория Брейтовского района с каждым годом продолжает пустеть, в 2018 году жителей будет уже меньше шести тысяч. На весь район родилось всего 34 человека, а умерло в четыре с лишним раза больше, подростки после окончания школы продолжают уезжать в города. Главные причины – мало работы вообще, мало работы, вызывающей интерес в частности. Другие причины продолжающегося оттока населения – ниже в резолюции.
2. По ряду объективных и субъективных причин, среди которых – непродуманная политика территориального развития регионов, уровень и качество жизни населения малых городов и сельских территорий не соответствует современным требованиям со стороны населения и уступает соответствующим показателям в крупных городах и городских агломерациях.
Из доклада главы Брейтовского района:
«На сегодняшний день в районе [в сфере образования] есть скрытые вакансии. Нужны учителя математики, музыки, информатики. Главной проблемой обеспеченности кадрами является отсутствие жилья. Средний уровень заработной платы в 2017 году составил: для педагогических работников общеобразовательных учреждений – 25593 руб., педагогических работников дошкольных учреждений – 23554 руб.»
Наш комментарий. Сравнительный анализ заработных план школьных учителей, к примеру, Москвы и того же Брейтовского района наглядно демонстрирует огромный разрыв в уровне и качестве жизни людей на разных территориях. При этом учить, лечить, обслуживать одинаково сложно и в большом городе, и в маленькой деревне.
3. При этом малые города и сельские территории продолжают играть значительную роль в социально – экономическом развитии Ярославской области. Прежде всего, это касается их агропромышленного и туристического потенциала, которые необходимо поддерживать и развивать в интересах Ярославской области.
Из доклада главы Брейтовского района про сельское хозяйство:
«Основой экономики нашего района всегда было сельское хозяйство. По результатам работы за 2017 год в Брейтовском муниципальном районе стабильно осуществляли производственно - финансовую деятельность 10 сельскохозяйственных предприятий и 2 крестьянско – фермерских хозяйства. На данный момент из 10 хозяйств 6 работают стабильно и развивают производство, занимаются молочным скотоводством, выращиванием зерновых и зернобобовых культур, многолетних трав на корм скоту, картофеля и овощей…»
Наш комментарий. В исконно сельскохозяйственном районе стабильно работает только шесть хозяйств. Шесть! Вряд ли после этого Брейтовский район вообще можно считать сельскохозяйственным.
Из доклада главы Брейтовского района про туризм:
«Брейтовский район представляет собой большой потенциал для приёма туристических групп и индивидуальных туристов. Разработаны два туристических экскурсионных маршрута: «Брейтово – старинное село»; «Ситское кольцо». В 2017 году была продолжена издательская деятельность краеведческих и библиографических материалов».
Наш комментарий. Развитию туризма в отчете главы отданы три предложения. Из этого можно сделать малоприятный вывод: туризм, ставший точкой роста для многих районов, растерявших свой ранее имевшийся экономический потенциал, для Брейтовского пока таковым не является. Хотя туристический потенциал у него за последние годы, действительно, значительно увеличился.
4. Несмотря на то, что малые города и сельские территории обладают своими уникальными особенностями, участники и эксперты секции выявили схожие проблемы, мешающие полнее использовать потенциал этих территорий. Среди них: слабые возможности муниципальных бюджетов и налогооблагаемой базы, кадровый голод в большинстве сфер, транспортная доступность, престиж жизни и работы в малых городах и сельских территориях и др. Кроме того, определены схожие лучшие практики, которые можно тиражировать и распространять на территории Ярославской области.
Из доклада главы Брейтовского района:
«Исполнение бюджета муниципального района за 2017 год характеризуется следующими основными показателями: доходы – 309 млн. 697 тыс. руб., расходы – 311 млн. 223 тыс. руб., превышение расходов над доходами – 1 млн. 526 тыс. руб. Доходная часть бюджета выполнена при годовом плане 315 млн. 706 тыс. руб. на 98%, по сравнению с 2016 годом уменьшилась на 4 млн. 312 тыс. руб., или 1,4%. Безвозмездные поступления составили 282 млн. 326 тыс. руб. при годовом плане 288 млн. 798 тыс. руб., или 97%; это на 5 млн. 846 тыс. руб. меньше, чем поступило в 2016 году».
Наш комментарий. Брейтовский район остается глубоко дотационным, живет за счет средств, которые поступают из вышестоящих бюджетов (всего доходов - 309,7 млн., из них безвозмездные поступления - 282,3 млн. (91%). Это – тупиковый путь развития, полностью лишающий район самостоятельности. К сожалению, экономическая и современность и налоговая политика государства не позволяют надеяться на изменение этого в корне неправильного сценария развития территории.
По итогам состоявшейся дискуссии участники и эксперты секции выступают со следующими рекомендациями:
Органам власти Ярославской области и органам местного самоуправления:
1. При реализации Стратегии социально – экономического развития Ярославской области уделять особое значение вопросам социально – экономического развития малых городов и сельских территорий Ярославской области. При этом в ряде случаев представляется целесообразным именно в отношении малых городов и сельских территорий использовать механизмы опережающего развития и внедрения социальных инноваций.
2. Особое внимание необходимо уделить поддержке социальной, жилищно-коммунальной и бытовой инфраструктуры малых городов и иных населенных пунктов (износ которой достигает критических показателей). При этом представляется целесообразным перед началом реализации этих мероприятий провести полную инвентаризацию состояния и востребованности в среднесрочной и долгосрочной перспективе объектов социальной, коммунальной, бытовой и иной инфраструктуры. Это необходимо учитывать в связи с продолжающимся оттоком населения из малых городов и сельских территорий.
Из доклада главы Брейтовского района про ЖКХ:
«На территории района основные водопроводные и канализационные сети расположены непосредственно в с. Брейтово и требуют капитального ремонта, износ составляет: водопроводные сети – 85%; канализационные сети – 75%».
Наш комментарий. В разгар XXI века только один населенный пункт района может похвастаться наличием водопровода и канализации, еще в нескольких населенных пунктах он в принципе есть. Впрочем, как есть? Почти нет, учитывая показатели износа. Во всех остальных населенных пунктах – вода из рукомойника, удобства – на улице или во дворе. После этого спрашивать о том, почему молодежь не хочет жить в малых городах и на сельских территориях, не приходится.
Из доклада главы Брейтовского района про социальную инфраструктуру:
«Получателями услуги по общему образованию в 2016-2017 учебном году являлись 618 обучающихся. Постепенно происходит снижение контингента обучающихся, что является следствием демографического спада».
«По итогам 2017 года в районе действуют 113 клубных формирований, участниками которых являются 1349 человек, т.е. 21,3% населения района. Количество массовых мероприятий в 2017 году составило 2932, из них для детей – 1188. На платной основе – 908, из них для детей – 353. Посетителями мероприятий стали 45668 человек».
«В настоящее время в Брейтовском районе функционирует 20 спортивных сооружений: 16 плоскостных спортсооружений (3 из которых были введены в эксплуатацию в 2017 году), 4 спортивных зала».
Наш комментарий. Как сказал по итогам работы секции один из участников дискуссии, за последние десятилетия в развитии малых городов и сельских территорий упущено что-то очень важное. Сохранение объектов социальной инфраструктуры, капитальные ремонты, проведение культурно-массовых мероприятий – это важно и необходимо. Но ими ситуацию на селе не исправишь, лишь оттягиваешь плохой конец и тратишь огромные средства на поддержание объектов, куда ходит все меньше местных жителей». И это, действительно, большая беда малых городов и сельских территорий. Её может решить только полный пересмотр отношения к этим территориям.
3. Структурным подразделениям Правительства Ярославской области, органов местного самоуправления Ярославской области при планировании своей деятельности уделять особое приоритетное значение проектам, реализуемым некоммерческими организациями и частными лицами, направленным на поддержку малых городов и сельских территорий Ярославской области.
4. Правительству Ярославской области оказывать содействие проектам, реализуемым в малых городах и сельских территориях, в части продвижения их на федеральном уровне (федеральные гранты, федеральные программы и пр.).
5. Рассмотреть возможность создания при Правительстве Ярославской области постоянно работающей Межведомственной рабочей группы «Малые города и сельские территории» (название предварительное), главной задачей которой будет разработка и реализация проектов, способствующих развитию указанных территорий, а также поддержка и распространение лучших практик деятельности в этом направлении. Считать целесообразным и обязательным участие в деятельности данной группы представителей общественных организаций Ярославской области.
6. Стимулировать формирование и развитие «точек роста» в малых городах и сельских территориях, реализующих значимые социокультурные проекты, содействующие повышению активности граждан, их вовлеченности в развитие территорий, решению проблем местного значения, повышающие качество жизни граждан. В этой работе необходимо задействовать историчность малых городов и сельских территорий как стимулирующий фактор их дальнейшего экономического развития.
7. Создавать условия и реализовывать проекты, направленные на продвижение во внешней среде малых городов и иных населенных пунктов, на рекламу образа малых городов как историко – культурных и туристических центров, что будет способствовать их культурно – историческому развитию, созданию рабочих мест, совершенствованию инфраструктуры, благоприятному влиянию на социально – экономическое развитие региона в целом.
Наш итоговый комментарий. Очевидно, что отсылка на советские времена, когда в малых городах и на сельских территориях бурлила жизнь, уже неактуальна. Современные технологии не требуют такого количества работников в агропромышленном комплексе. Если раньше трудиться в поля выходили целыми деревнями и селами, то сегодня с этим может справиться один человек. Очевидно, что эти технические процессы уже в полной мере затронули агропромышленный комплекс. Оптимизация рабочих мест, сокращение необходимого числа работников, которые выходят на свободный рынок труда – это реальность. Высвобождение большого числа людей в привязке к территориальной и инфраструктурной карте России – это постепенное вымирание многих населенных пунктов, закрытие объектов соцкультбыта, удар по стабильному существованию многих районов. Это – тоже реальность. Что будет с малыми городами и особенно с сельскими территориями при нынешнем к ним отношении? Перспективы, увы, малорадостны.
Необходимо находить новые решения, которые позволят сохранить жизнь на селе. Повышать качество образования и компетенции людей, которые могут быть востребованы при поиске новых вариантов сельского трудоустройства. Искать новые направления развития сельской экономики, тот же самый туризм, нишевые направления сельского хозяйства, разитие и поддержка фермерского и кооперативного движения. Необходимы решения на уровне не только муниципальных районов и регионов, но и на уровне государства. В первую очередь на уровне государства.
При подготовке использованы материалы газеты «Брейтовские новости» (13 июня 2018 года) «Доклад главы Брейтовского муниципального района Андрея Перова о своей деятельности и деятельности районной администрации в 2017 году» и фотографии со страницы Общественной палаты Ярославской области в социальной сети «Фейсбук».