Снегоходный маршрут по версии «Ветрено»
Существует общепринятое традиционное предположение, что малые и средние реки центральной России издревле являлись одновременно и дорогами, и вообще путями всесезонного сообщения…
…Это предположение и побудило нас обозначить план экспедиции для проверки реальности подобных маршрутов как древнего способа сообщения между населенными пунктами и путешествий в зимнее время. Конечно, не в упряжке с лошадьми и не санями с товарами мы решили проверить гипотезу, а в духе времени - на снегоходах, предварительно наметив маршрут. Согласно плану «большой экспедиции» мы наметили, двигаясь по реке Сить, протекающей по Брейтовскому и Некоузскому району Ярославской, а также по Сонковскому району Тверской областей, достичь её верховий. Далее - через небольшие притоки и короткие расстояния по земле, через реки Могоча и Осень выйти в верховья Мологи и, продвигаясь по ней, вернуться к себе – к центру водного спорта «Ветрено» в месте впадения реки Сить в Рыбинское море, и далее к загородному комплексу «Лесной Берег» на берегу Сити, замкнув тем самым предполагаемое кольцо в точке старта.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЗАДУМАННОГО МАРШРУТА
Путешествие с учетом дистанции намечалось как многодневное, планировалось подключить единомышленников из Тверской области, чтобы совместно создать зимний экспедиционный маршрут повышенной сложности, с обязательной краеведческой нагрузкой. Тут следует отметить, что места, через которые пролегал предполагаемый маршрут, мало того что очень живописные, они еще насыщены историей из прошлого. Это проявляется в названиях населенных пунктов, притоков рек и ручьев напоминающих о событиях Ситской битвы 1238 года, затем - местечковые стычки в полях, в которых мечом и кровью решали споры уже тверские и московские воинства. Отголоски польской интервенции. Остатки и сохранившиеся монастыри, напоминающие то ли о том, что в этих местах можно было найти уединение, то ли о том, что по этим рекам проходили торговые маршруты. Фактически в плане стояла задача подготовки маршрута протяженностью около 600 км по Ярославской, Тверской и Вологодской областям.
При подготовке этого экспедиционного маршрута нами был намечен предварительный снегоходный пробег в верховья реки Сить - для знакомства с частью маршрута предполагаемой экспедиции, а также с целью практического расчета и оценки сил и средств, необходимых для ее осуществления.
Благо, что в подготовку к такому пробегу входила разведка, а именно поездка на машине выше по Сити, где дороги пересекают реку - для понимания состояния льда, возможной эвакуации, подвоза горюче-смазочных материалов, запчастей, провианта и так далее. Разведка местности выявила тот факт, что основы наших расчетов - прямое следствие заблуждения, которое сформировалось на книжных предположениях либо их неправильной трактовке. А также - на нашем представлении о состоянии льда в знакомой местности - в низовьях реки Сить и непосредственно на Рыбинском водохранилище, на котором мы, образно говоря и обитаем, и ледовое состояние которого нам понятно. Конечно, пройдя реку Сить весной от верховий к устью на байдарках, мы знали, что в среднем течении Сить спускается по террасам ландшафта, имеет признаки горной реки с быстринами, поворотными горками, каменистыми шиверами и даже легкими порогами. В этой связи у нас было понимание, что некоторые, особенно крутые и каменистые участки - перепады реки нам, возможно, придется объезжать по берегу, однако масштаб реальной ситуации нас удивил.
К сожалению, все иллюзии по зимнему путешествию непосредственно по малым рекам мгновенно развеялись: ни на лошадях, ни тем более на них же с товарами такое мероприятие осуществить невозможно. Нельзя этого выполнить сегодня, нельзя это было выполнить «вчера». Припорошенные снегом, торчащие хаотично валуны, полыньи и «текухи» вокруг них полностью исключают такую возможность. Как такового льда на мелких и быстрых речках в принципе нет, а если и есть на некоторых участках, то под снегом трудно определить - насколько лёд в том или ином месте надежный. Еще раз можно сказать так: если и были реки транспортными артериями, то исключительно в судоходный период, а именно в момент паводков. Это в очередной раз подтверждает, насколько важно было для транспортного обеспечения в масштабах страны создание системы каскада водохранилищ. Издержки разрушенных судеб и экологические катаклизмы при создании больших искусственных водоемов мы сейчас не обсуждаем…
Фото: назвать прошедший снегоходный пробег увеселительной прогулкой язык не поворачивается.
ПРОБЕГ
Потерпев фиаско с первоначальной идеей, мы не сдались, а решили упростить задачу, ориентируясь на впечатление о состоянии льда в низовьях Сити, проложили на карте маршрут (с возможной ночевкой) по Рыбинскому водохранилищу в его верховья, очертив некоторое подобие кольца, вокруг Дарвинского заповедника. Все те же Ярославская, Тверская и Вологодские области, но в значительно более короткой дистанции.
Вышли из «Лесного берега» в районе 10.00 командой из тех человек - Алесь Румянцев, Андрей Седов, Дмитрий Радченко на трех снегоходах. Скромные, тяговитые двухтактные «Ямахи». Груз – одни легкие сани со скарбом для возможной ночевки и распределенные на всех канистры с бензином - на одну предполагаемую заправку. Возможно, нам следовало трезво оценить обстановку: обильный снежный покров, большое количество воды на льду – «наслуды*» и отложить наше путешествие, однако намеченные даты и план сдвигать мы не стали.
* НАСЛУД, наслуз, муж., в д.случае - наледь, наводь, вода, выступившая по водоему сверх льда. /Толковый словарь Даля/.
Фото: такие вот сюрпризы встречались на пути снегоходчиков.
Подчеркиваем - выдвинулись осмысленно, уверенные в собственных силах. В ходе движения по маршруту малый запас времени не давал нам возможности тщательно изучать «населёнку» и ее достопримечательности, хотя не только время явилось главным аргументом к тому, что мы старались двигаться, не сворачивая и не тратя время на «туда-сюда» разъезды или как говорят снегоходчики, «покатушки». Расход топлива и постоянное преодолевание снежного покрова и водяных ловушек сразу и серьезно усложнили движение по водохранилищу. Обилие и масштаб «наслуд» не позволяли группе снегоходов двигаться «в след» и тем самым экономить горючее. Въехав в Тверскую область, мы шли ближе к левому берегу, народа на льду было немного, первые люди по пути, у которых мы остановились сверить обстановку, были далеко уже за речкой Ламь. Это были рыбаки, и они ставили ставки практически на противоположном берегу.
Грустно констатировать, но это факт - по их эмоциям стало ясно, что мы умудрились проскочить русло Мологи в том месте, где в принципе практически нет надежного льда. То есть если они и усомнились в нашей адекватности, то вполне оправданно. Чудо ли или еще какое провидение позволило двигаться дальше, однако ключевой вывод уже был сделан. Двигаться нужно по правому берегу, по мелям и раскатам, желательно вплотную к берегу заповедника, а пресекать реки, в частности Мологу, было целесообразно еще у себя в Ярославщине, по большой воде, где лед надежнее.
Дальше шли, придерживаясь правого берега. Вот только нужно учитывать, что по мелководью под снегом могут быть пни, и пару раз нам без происшествий, но об этом напомнили. Лучше двигаться по проторенным снегоходным следам, если таковые имеются по траектории маршрута. Мы ориентировались по навигатору, особо присматриваясь к предполагаемым руслам рек и ручьев, старались держаться обозначенным рыбаками маршрутам. К слову, местные рыбаки прокладывают через нужные участки «дороги», их отмечают вешками, так что и эти ориентиры можно и нужно учитывать при прохождении подозрительных участков.
Понимая, что расход топлива у нас идет не по задуманному расчету, решили чуть сэкономить на дистанции. Свернули вглубь «материка» и через красочные перелески и леса начали продвигаться в сторону то ли подпруженных речек Тешилка и Клоденка, то ли уже залива, углубленного на юг с шекснинской части Рыбинского водохранилища. Заповедник мы обогнули, не углубляясь и не нарушая его границы. Была задумка заехать на небольшое лесное озеро Дорожив, но местный рыбачок, рассказал, что кроме мелкого окунька не встречается ничего, и этим отбил желание на эксперимент напрочь. В деревне Плосково поучаствовали в выталкивании рейсового автобуса. Далее через деревни Пленишник - Мышкино - Красный двор по дороге ушли в сторону Никола Раменье, с расчетом выехать через Браславль либо Заречье в акваторию залива с той стороны.
Фото: на дистанции снегоходного пробега.
Из интересного в топонимике и локациях: Немного в стороне от нитки маршрута, есть населенные пункты Средние Чуди и Задние Чуди (где Передние - не ясно), и быть может как раз из этого «логова» Чудей в древности был направлен делегат в составе племен на переговоры к варягам!? На топографической карте между Пленишником и Чудями обозначены массовые курганные группы, что также указывает на древние исторические корни здешних мест. Жаль, не в наших возможностях в этот раз было объезжать и углубляться в загадки местных достопримечательностей и легенд. Однако, следует упомянуть еще про одну из них: в самом заповеднике, если ехать через Борок (он находился ранее по нашему маршруту), можно добраться до урочища Хотовец. Его, в околонаучной среде (уфологи и прочие фантазеры, называют «урочище Икс». По многочисленным рассказам местных жителей, еще задолго до затопления Рыбинского водохранилища, здесь встречали и огненные шары и корабли с экипажами. Есть забавные рассказы о том, что они (те кто в них прилетал) привозили с собой животных и они ели вместе с коровами у местных сено! В общем, те, кто любопытствует и интересуется этими историями, без труда найдут всякие рассказы в интернете. Безусловно, и мы тоже обязательно поехали бы к этому необычному месту, но полагаю, данное посещение нужно как-то заранее согласовывать с руководством Дарвинского заповедника. На этот раз что-либо нарушать в наши планы не входило.
ФОРС-МАЖОРЫ И ФИНИШ
Досадным промахом этого путешествия было то, что мы не до конца разобрались и шли все время по заливу вверх, не разглядев дороги наискосок - по лесам через Браславль, Остров на деревню Хмелина, где можно было серьезно сократить маршрут и войти в Рыбинку с большой экономией по дистанции. О пейзажах тоже рассуждать не приходится, ехать по лесным дорогам - одно удовольствие. Еще одно отклонение от маршрута позволило нам сделать вывод о том, насколько сложно передвигаться по целине в лесу, по старой заброшенной дороге - предполагаемый «зимник» в 5 км мы смогли пройти только на дистанцию метров 300 и благоразумно вернуться, надорвав все возможные и невозможные мышцы. Снега глубиной до полутора метров сделали прохождение этой дистанции похожим на увлекательную бездорожную борьбу, но тратить дальше на это силы и время, не представлялось возможным.
Фото: «Ехать по лесным дорогам - одно удовольствие».
Двигаясь уже по заливу с Шекснинской стороны, после Степаново, мы придерживались поначалу левого берега, затем взяли по проторенной дороге правее, встречая население, сверяли маршрут и возможные опасности. Пара пьяненьких рыбачков, расставив жерлицы, вполне успешно ловили небольших щучек, совершенно не пряча улова. В принципе, на льду в этих местах людей крайне мало. Водоем в этой части явно не глубокий, множество островков. Мы, то и дело поднимались на бугры и спускались в ямы, видимо, это запертые и накрытые льдом бочажки. Кое-где торчала осока и коряжки. Минуя один из таких островков, застрял один из снегоходов, и оказалось, что под нами по пояс снега, в очередной раз, помаявшись, вылезли без каких-либо потерь.
На большую акваторию Рыбинского водохранилища вошли уже в сумерках. Было ясно, что бензина до дома и места, где нас могут встретить - в «Ветрено» уже не хватит. Разлив остатки горючего поровну, решили «дожимать» сколько получится, с возможной ночевкой на крайний случай. Увы, до точки входа на нашу сторону в пролив между островом Центральный не дотянули 12 км. Еще одна допущенная ошибка - мы не подготовились к такому развитию ситуации и не оставили на берегу страхующего человека с техникой, настроенного нас спасать и помогать.
Тем не менее, с учетом субботы и прочих обременений по возможным усилиям в пользу сборов и поездке в ночь, мы не мгновенно, но нашли того, кто откликнулся и взялся за доставку горючего на точку нашей вынужденной стоянки. За это искренне благодарю Сергея Филатова (база отдыха «Ситинка»), непосредственного спасителя Алексея Бойцова и тем рыбакам, которые запланировали выезд в море на налима, чем серьезно помогли сократить форсмажорный маршрут, а ведь он составлял более 40 км от Брейтова! Операция по спасению не закончилась на канистре бензина, она лишь позволила съездить за горючкой одному из нас. Олег Серегин обеспечил доставку горючего до «Ветрено» в нужном объеме, и уже в глубокой ночи все благополучно вернулись на базу.
Фото: плановая остановка в пути.
ИТОГИ И РЕКОМЕНДАЦИИ
По итогу можно сказать так. Такой маршрут и его варианты не могут проходить в формате развлекательных «покатух» и требует необходимой подготовки участников. Вместе с тем, для опытных, квалифицированных, оснащенных всем необходимым туристов указанный маршрут чрезвычайно интересен, и имеет огромный потенциал к развитию. Очевидно, на этом маршруте есть базы отдыха, которые могли бы быть стартовой либо транзитной точкой в путешествии. Кому-то, вероятно, захочется остановиться и переночевать в лесу, благо места тут яркие и красивые. То есть путь для более тщательной проработки маршрута еще впереди - это одна из задач команды «Ветрено» и всех заинтересованных лиц и организаций. Конечно, в более морозные зимы маршрут становится менее сложным, чем в этом году.
Вторая версия маршрута, которая напрашивается сама собой - это не путешествие вокруг Дарвинского заповедника, а выезд со стороны Вологодчины либо Пошехонского и Рыбинского берега по прямой. Далее возможен маневр через тот же остров Центральный, посещение какой-либо дружественной базы, которая по предварительной договоренности с размещением, или просто с обедом и дозаправкой примет и поможет без излишних приключений вернуться обратно. «Ветрено» и «Лесной берег» (полагаю, и не только мы) всегда будем рады гостям на снегоходах в Брейтовском районе!
ВАЖНО!
Всем выезжающим на акваторию Рыбинского водохранилища мы настоятельно рекомендуем тщательно изучить погодную и ледовую обстановку. При движении прокладывать маршрут по широкой части водоема, держаться подальше от узких участков с возможным течением, при движении в заливах избегать русел рек и держаться противоположной стороны от мест впадения рек и ручьев в залив. Не пренебрегать возможностью получить дополнительные сведения об обстановке у встречающихся рыбаков – в силу своих увлечений они обладают информацией о текущем состоянии ледового покрова на окрестных участках водоема. При движении по руслам рек настоятельно рекомендуем избегать узких быстринных участков, так как уровень опасности – запредельный.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАРШРУТА
Маршрут кольцевой. Нитка маршрута: «Лесной Берег» – «Ветрено» (Брейтово) – Противье – Плосково – Пленишник – Мышкино – Красный Двор – Дмитриев - Клопузово – мимо Степаново-Веретье – далее траверзом восточной части Дарвинского заповедника – пролив о. Центральный – «Ветрено» (Брейтово) – «Лесной Берег». Схема пройденного маршрута прилагается. Естественно, круг был замкнут полностью.
Протяженность маршрута: более 240 км.
Состав: 3 человека.
Технические средства: снегоходы Yamaha 540 Viking IV – 3 шт.+ одни средние сани.
Погодные условия: -5 -7 С., средняя облачность, с краткими прояснениями. Преимущественно штиль.
Характеристики снежного покрова: слегка влажный «пухляк» высота покрова на водоеме 0.6м, в наносах до 1м., в лесу и на закамышенных участках побережья, в наносах до 1,5м. На акватории под снегом значительные участки наслуд, глубиной до 0.25 м.
Дмитрий Радченко, Алесь Румянцев