Крестьянское пароходство
Однажды в начале XX века брейтовские крестьяне организовали собственное… пароходство.
Брейтовская земля испокон веков славилась своими талантами. Обработка дерева, строительство кораблей - барок, сельское хозяйство, производство сыров, рыболовство… Но открываем журнал «Русское судоходство» №8 за 1905 год - и что мы там видим?
«Вторую навигацию по Волге и Мологе совершают рейсы пароходы организовавшегося недавно общества крестьян. Общество учреждено на паях крестьянами Мологского уезда, Прозоровской, Брейтовской, Иловенской и других соседних волостей… Общество основано на вере, по нотариальному договору. Оно существует с 1903 года, с 21 декабря. Договор составлен на 10 лет.
Возникновение пароходства под флагом общества объясняется следующими обстоятельствами. Пайщики занимались и в настоящее время занимаются разными промышленными предприятиями по судоходству, сплавом леса и проч. Пароходства акционерных компаний, совершающих рейсы по Волге и Мологе, эксплуатировали промышленников в прямой ущерб крестьян, которые и решили, во что бы то ни стало, завести свои пароходы и тем избавить себя от излишних расходов.
В настоящее время «пароходство общества крестьян» совершает рейсы между Рыбинском, Весьегонском и Устюжною пароходами американского типа: «Крестьянин 1-й» в 40 сил и «Крестьянин 2-й» в 25 сил. Пароходы снабжены некоторыми удобствами (буфеты, аптечки, имеются на пароходах и пианино). Главная контора находится в Рыбинске. Следует заметить, что служащее на пароходах и на пристанях все «свои» крестьяне, имеющие порядочный заработок.
Оригинальная «крестьянская» организация пароходства заслуживает быть отмеченной. Местное крестьянство заинтересовано в развитии деятельности этого пароходства».
Пароход «Крестьянин 1-й» в Весьегонске. Фото С.Г. Смирнов, коллекция А.Н. Семенова.
Заезжие историки, впрочем, относились к таким инициативам весьма скептически. Вот что написал, изучая состояние местного речного транспорта после своей поездки в 1909 году по Мологе, историк Николай Оглоблин:
«Вдруг на сцену выступили «40 мучеников», как называют в Рыбинске 40 крестьян - хозяев нового моложскаго пароходства «Крестьянин I»... Месяца два пароход «40 мучеников» плавал самостоятельно, сбавив тарифы, к удовольствию публики и к ужасу монополистов «Коммерческого крестьянского пароходства». Но последние не дремали: через два месяца «Крестьянин I» бросил конкуренцию и вступил в союз с остальной теплой компанией. Так и образовалось «Коммерческое крестьянское пароходство», с успехом пребывающее монополистом на р. Мологе и доселе. Каждый хозяин самостоятельно владеет своим пароходом и содержит его, но управление делами пароходства общее, при общем тарифе, общих пристанях и т. д.»
Впрочем, никакой скепсис исследователей тех лет не умаляет заслуг местного крестьянства. Ведь в начале XX века крестьяне Мологского уезда, в том числе той части, где сейчас находится Брейтовский район, создали уникальный для Верхней Волги транспортный пароходный прецедент.
Источники: Талыгин Анатолий. Справочник по судам, перевозившим пассажиров в бассейне Волги (1885-1910), Оглоблин Н. По реке Мологе (из путевых заметок), 1910.
На титульном фото: пристань и пароход «Крестьянин 1-й» пароходства общества крестьян в Весьегонске. Фото С.Г. Смирнов, коллекция А.Н. Семенова.