Утерянное
В двадцатом веке было утеряно много архитектурных объектов, ранее построенных на территории современного Брейтовского района.
Главной причиной этому стало создание Рыбинского водохранилища: площадь будущего дня расчищалась, чтобы не мешать судоходству и рыбной ловле. Кроме того, часть церковных сооружений было разобрано на кирпичи в рамках антирелигиозной политики государства. Этим объектам посвящена новая глава нашего сайта, которую мы назвали «Утерянное» (находится в нижней части раздела «Прошлое / Места»).
Усадьба Борисоглеб
В начале XX века Мусины-Пушкины были самыми крупными землевладельцами Ярославской губернии, дворянской усадьбой Борисоглеб, стоявшей на месте древнего Холопьего городка северо-западнее современного села Брейтово, владел граф Алексей Алексеевич. В 1909 году он решил перестроить старый господский деревянный дом с печным отоплением и пригласил одного из лучших мастеров русской классической архитектуры, воспитанника Петербургской Академии художеств Александра Ивановича Таманяна (после революции 1917 года он переехал в Армению, его главным делом стал проект реконструкции Еревана).
Был выстроен дом в «изысканно – ясных» формах столичной неоклассики. Он напоминал одно из лучших творений этого направления – особняк Половцева на Каменном острове Санкт-Петербурга. Всю восточную сторону украшала высокая купольная ротонда, с верхнего этажа открывалась панорама на реку Молога. Внутренние помещения были выполнены в стиле ампир. После окончания строительства дворянская усадьба представляла собой огромный архитектурно-художественный комплекс. «Архитектор выполнил все строительные работы безупречно», - отметил в итоге заказчик, граф Алексей Мусин-Пушкин. В комплекс строений входила усадебная церковь Казанской иконы Божией матери и святых Бориса и Глеба, построенная в 1798 году «иждивением помещика Ивана Яковлевича Мусина – Пушкина».
Здесь скопились уникальные ценности графов Мусиных-Пушкиных: предметы из золота и серебра, бриллианты, иконы, портреты выдающихся представителей художественных школ Западной Европы. Здесь же хранилась уникальная графская библиотека, в которой только книг на французском языке было около 5000 томов, уникальная мебель XVIII-XIX веков.
После революции в имении было организовано училище, в его создании приняла участие Маргарита Фофанова, член коллегии Наркомзема, профессиональный агроном и специалист по экономике сельского хозяйства. Именно она при посещении имения пришла к выводу, что здешнее хозяйство должно иметь животноводческое направление. Ведь вопрос подготовки кадров для животноводства стоял в новой советской стране остро. Фофанова предложила организовать сельскохозяйственную школу и общежитие для студентов, проанализировала, сколько и каких преподавателей пригласить, какие дисциплины будут читаться, какая нужна литература. Открытое здесь «Борисоглебское сельскохозяйственное училище» в 1926 году было реорганизовано в техникум. В первый год там обучалось 54 человека – готовили животноводов. Вскоре преподаватели техникума при активном участии студентов вывели брейтовскую породу свиней, многое сделали для введения её в колхозное производство.
Летом 1940 года при очистке территории дня будущего Рыбинского водохранилища все строения были разобраны – они стояли на самом берегу Мологи, на линии будущего водного пути Рыбинск – Весьегонск.
Фото: центральное здание комплекса усадьбы Борисоглеб (оно же на титульном фото).
Село Брейтово
При создании Рыбинского водохранилища село за исключением одного каменного дома было перенесено на новое место. Жилые дома и здания учреждений полностью или частично были заново собраны в новом Брейтове и соседних населенных пунктах. Были разобраны и затем затоплены две церкви:
- Храм во имя Иоанна Предтечи (каменный летний), построен в 1767 году.
- Храм во имя Рождества Богородицы (каменный зимний), построен в 1898 году.
Но еще задолго до затопления они были переоборудованы – в одной разместили мастерскую машинно-тракторной станции, в другой – склад зерна. Между ними была организована стоянка тракторов.
Фото: колокольня храма Иоанна Предтечи и храм Рождества Христова, торговые ряды, начало XX века.
Село Ветрино (по некоторым документам – Ветрено)
- Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Построен в 1795 году, каменный, с колокольней. Затоплен в 1941 году.
- Храм во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Построен в 1867 году. Каменный. Затоплен в 1941 году.
Село Горелово
Инициатива строительства храма Николая Чудотворца в Горелове исходила от священника церкви села Ивановское - Жущиково протоиерея Петра Горицкого. В марте 1903 года он лично ездил в Ярославль с прошением о строительстве храма к архиепископу Ярославскому и Ростовскому Иоанафану.
Вернулся оттуда с резолюцией на прошении: «Все предложения отца Петра Горицкого о построении храма в отдаленных деревнях благословляются и разрешаются». Стройку поддержал граф Александр Александрович Мусин-Пушкин. Выделил землю и предложил вместо запланированного деревянного храма строить каменный. И использовать для этого кирпич со своего завода с ценой ниже себестоимости и уплатой в рассрочку на неопределенный срок.
Храм строили 8 лет по проекту ярославского инженера, затем – губернского архитектора Григория Васильевича Саренко. В губернию он приехал в 1902 году, то есть это один из первых его проектов на ярославской земле. Уже потом он спроектировал в Ярославле и Пожарное депо на Красной площади, и здание бывшей гостиницы «Бристоль», и здания двух кинотеатров – «Арс» и «Горн».
Летом 1911 года храм был полностью построен. 28 и 29 августа состоялось торжественное освящение, которое возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, через несколько лет ставший Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
Храм вышел богатым. Иконостас и иконы были выполнены товариществом мастерской иконописных и живописных работ «Лучший исход». Утварь и облачения храма были сделаны на заказ на столичной фабрике Ивана Алексеевича Живержеева, почетного гражданина Санкт-Петербурга, поставщика двора Его Императорского Величества. Позаботился об этом бывший ярославский губернатор, товарищ обер-прокурора Священного Синода, сенатор, член Государственного совета Алексей Рогович. Колокола общим весом в 123 пуда был отлиты в городе Валдае Новгородской губернии. Строительство и обустройство храма обошлось в значительную сумму по тем годам - 42872 рубля 90 копеек. Из них 4500 рублей из личных средств на храм пожертвовал император Николай Второй.
18 октября 1931 года Ярославский облисполком принял решение о закрытии храма. Вскоре из него вывезли все ценное имущество – утварь, иконы, ризы, и разместили в там зерносклад. В 1962 году храм разобрали.
Фото: храм Николая Чудотворца.
Село Прозорово
Прозорово - одно из самых древних поселений Ярославской земли, первое упоминание в летописях относится к 1408 году. В начале XX века Прозорово превратилось в большое и богатое село, соперничать с которым могли лишь Брейтово – центр волости и Борисоглеб. Здесь было два каменных храма – сохранившийся до наших дней Троице – Михайловский и разрушенный Рождества Христова.
Интересно, что по именам этих храмов называли и части села. С одной стороны реки Редьма был храм в честь Святой Живоначальной Троицы и Михаила Архангела - эту сторону звали Прозорово-Михайловское, на другой стороне стоял храм Рождества Христова, эту часть села звали Рождественно - Прозорово.
Храм Рождества Христова был построен первым – в 1798 году. Сохранилось его описание в «Кратких сведениях о монастырях и церквях Ярославской епархии» за 1908 г.: «Приходская церковь Рождества Христова построена тщаянием графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина с прихожанами». При храме была церковно-приходская школа, а в деревнях Перемут и Себельское - приписанные к ней земские школы.
Храм Рождества Христова был богаче Троице-Михайловского. Согласно сводке изъятого комиссарами церковного имущества в 1922 году с риз, икон, крестов, священных сосудов и других предметов церковной утвари в первом храме общим весом 1 пуд 3 фунта 25 золотников серебра, во втором - 5 фунтов 37 золотников.
В 1930-1940-х годах по кирпичику разобрали церковные ограды, в середине 1950-х храм Рождества Христова был снесен, были увезены памятники с расположенного вокруг кладбища.
Фото: на заднем плане – колокольня храма Рождества Христова, на переднем – дом купца Александра Белякова 1905 г.
Село Черкасово
Вместе с селом Брейтово Черкасово в начале XVI века было одним из главных центров российского ткачества. Сначала здесь была построена деревянная, затем – каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Место, где стоял храм, подлежало затоплению водами Рыбинского водохранилища. Видимо, в этом месте планировалось судоходство, поэтому храм разобрали полностью - до последнего камня в фундаменте. Вода совсем немного не дошла до этого места, теперь стоит поклонный крест.
Фото: церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Село Яна
Храм во имя Богоявления Господня был построен в 1807 году. Каменный. Престолов три: во имя Богоявления Господня, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, во имя великомученицы Параскевы, именуемой «Пятница». Затоплен в 1941 году.
В приходе состояли восемнадцать селений, вот как описывали очевидцы дорогу от них к храму: «Сапоги, у кого были, надевали в церковь в Яну, да и то всю дорогу несли на себе. Перед самой церковью сядет человек, сапоги, пахнущие чистым дегтем, оботрет, вынет из голенища домотканые онучи, обуется, перекрестится и пойдет спокойно в церковь. Из церкви опять 10 километров топает босым, несет сапоги на плече».
Вот что представляло собой село Яна в начале двадцатого века (по материалам газеты «Северный край»): «…Лежит на границе Весьегонского уезда и известно в Ярославской губернии только тем, кто покупает знаменитую «янскую» клюкву. Кругом расположены глухие леса... Жители здесь занимаются земледелием, но так как урожаи скудные, то большая часть мужского населения по зимам рубит и возит лес у здешних лесоторговцев. Затем строят суда, рубят и пилят дрова, дерут корьё и плетут лапти… Есть две школы: земская и церковно-приходская, но грамотностью край похвалиться не может. Крестьяне здесь не развиты, их воззрения с языческим оттенком, их обычаи и нравы дики… Лес здесь дешёвый, но все крестьянские постройки крайне ветхи. В избах грязь, сажа от топки чёрных печей, разные насекомые. Окна маленькие, керосин не в употреблении… Промыслы развиты только лесные. Отхожих промыслов здесь не существует. Здесь нет ни портных, ни сапожников, ни плотников, ни печников. За всем этим нужно обращаться за 25 вёрст в село Брейтово. Очевидно, что долго ещё этот уголок Ярославской губернии не выйдет из своего невежества».