Стартовая страницаБудущееИдеи и проектыИнформирование граждан как точка роста Ярославской области
Читайте также:

Информирование граждан как точка роста Ярославской области

«Газета – не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор».

После того, как временно исполняющий губернатора Ярославской области Дмитрий Миронов объявил о начале работ по разработке обновленной программы социально-экономического развития региона, было сформировано 12 экспертных групп. Каждая из них готовит свои предложения, которые будут учтены при подготовке итогового документа. Представители сайта «Наш Брейтовский район» вошли в состав двух групп: «Культура» и «Информирование граждан». В этой статье мы попробуем проанализировать современное информационное состояние в муниципальных районах Ярославской области и высказать несколько, может быть, субъективных предложений о совершенствовании региональной и муниципальной информационной политики. Будем рады откликам и дискуссии вокруг заявленных тезисов.

Очевидно, что современное информационное пространство в районах заметно отличается от того что было раньше. С одной стороны, выросло значение интернет – коммуникаций, с другой стороны – позиции районных средств массовой информации остаются весьма прочными. В Брейтовском районе это, соответственно, группа «Подслушано. Брейтово» в социальной сети «ВКонтакте» и сайт «Наш Брейтовский район». Сюда же можно отнести личные страницы в социальных сетях лидеров мнений территорий. Так, страничка депутата Ярославской областной Думы Александра Тарасенкова отлично справляется с задачей оперативного информирования населения, обеспечивая охват не ниже уровня районной газеты. При этом газета «Брейтовские новости», отметившая в этом году своё 85-летие, по-прежнему является мощнейшим информационным ресурсом. Сам по себе тираж газеты невелик: 1230 экземпляров. Но и население района составляет всего 6500 человек. То есть каждый пятый житель района газету получает. А каждый номер читает не один человек, так что показатель очень и очень приличный. В 2016 году у газеты заработала, наконец, оперативная интернет – версия.

На этом фоне областные и федеральные средства массовой информации, напротив, теряют свои позиции в районах, как бы ни старались говорить обратное их представители. Причина первая – закрытие достаточно популярных в районах изданий («Золотое кольцо», «Северный край», «Юность»). По этому поводу мы, конечно, продолжаем грустить, но понимаем: их время прошло, их в прежнем статусе не вернуть. Причин вторая - областные и федеральные журналисты, к сожалению, за редким исключением далеки от того, что на самом деле происходит на местах. К примеру, в Брейтовский район они приезжают нечасто (хотя в 2016 году ситуация изменилась: вместе со старым и новым губернаторами журналисты приезжали дважды, вместе с председателем Общественной палаты один раз, да и по другим поводам иногда здесь были). Если они приезжают, то по итогам не всегда пишут и показывают то, что есть на самом деле, ориентируясь на то, что нужно написать или показать. Не всегда у региональных журналистов получается подобрать слова, понятные тем, кто живет в Ульянихе, например, или в Прозорове. И то, что написано для жителя областного центра, часто совсем не актуально для жителя районного. А местный житель всё это тонко чувствует: он хоть и живет в районе, но сразу раскусит искрений интерес к его проблемам или заказной материал.

Сложившаяся ситуация приводит к парадоксальному результату. Районная газета пользуется неизменным авторитетом, но финансируется «из последних сил». Оргтехника далеко не всегда позволяет работать быстро и качественно. Средства муниципального бюджета весьма скудны, ни о каком газетном развитии не может быть и речи. Поддержка, которая идет из областного центра, мягко говоря, тоже не способствует развитию районных СМИ. Это, скорее, компромиссный информационный обмен: вы - нужный нам материал, мы вам – оплату за его размещение. Иногда почетная грамота и победа в одном из конкурсов. Коммерческие службы в районных газетах с большим трудом можно назвать коммерческими, поэтому доходы от рекламы оставляют желать лучшего. Отсюда – хоть и совсем незаметное, но постоянное снижение тиражей и падение рейтингов, и старение кадров, и невозможность модернизации. А интернет - проекты - это чаще всего индивидуальные инициативы, а не системные действия. Круг замыкается.

Что можно сделать для того, чтобы районные СМИ чувствовали себя увереннее, чтобы каждый житель района: от неопытного школьника до уважаемого пенсионера получал информацию, причем в привычном  для себя формате и в понятном содержании? Вариантов несколько, есть ли среди них правильные – сказать на данном этапе сложно. Скорее всего, правильнее даже не выбирать один вариант, а комбинировать из нескольких.

Первое. Постоянное общение.

В Ярославской области уже достаточно давно был придуман формат: губернаторский форум районных СМИ. Постепенно к районным присоединились областные и даже отдельные федеральные. В данном случае дело в не них, дело в слове «губернаторский». Главным действующим лицом на них был глава региона. Было время, когда он общался (на все темы) с журналистами по четыре – пять часов без перерыва. Со временем он стал привозить с собой своих заместителей по тем или иным направлениям деятельности, которые были интересны журналистам. Потом же все свелось к тому, что губернатор приезжал на свой форум, говорил дежурные слова, отвечал на дежурные вопросы и уезжал, оставляя журналистов самих с собой. Прямое многочасовое (хотя бы раз в год) общение журналистов и главных редакторов из районов с главой региона, председателем правительства, его заместителями необходимо возвращать. Это, кстати касается и руководителей районного уровня.

Второе. Образовательные программы.

Ни для кого не секрет, что профессиональный уровень многих журналистов требует, так сказать, корректировки. Ни для кого не секрет, что даже акулы пера нуждаются в постоянном повышении квалификации, новых знаниях, общении друг с другом. Упомянутые выше губернаторские форумы районных СМИ отличались еще и тем, что после губернатора на сцену выходили авторитетные люди, которые рассказывали о лучших практиках, о новых знаниях, делились опытом. Формат образовательных мероприятий может быть разным: можно собирать журналистов на форум и обучать на нем, можно сформировать образовательную бригаду, которая бы ездила по районам и учила журналистов, как действующих, так и будущих. И делать это на областные деньги, инвестируя, та сказать, в информационное будущее.

Пример в тему. В Брейтовском районе в ноябре начала работу «Школа юного брейтовского журналиста». Её организовали Управление образования администрации района, редакция газеты «Брейтовские новости» и редакция сайта «Наш Брейтовский район». На протяжении нескольких месяцев они будут знакомить учащихся с основами журналистики, с практическими навыками, необходимыми в этой профессии, а также повышать личную эффективность учащихся, расширять их кругозор, содействовать в подготовке к сдаче ЕГЭ и дальнейшем поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения. Судя по обратной связи, проект оказался востребованным.

Третье. Правильные темы.

Печальная статистика: в отдельные месяцы новостные ленты региональных СМИ, посвященные жизни в районах, напоминают боевую сводку: грабежи, пожары, дорожно-транспортные происшествия. Складывается впечатление, что ничего позитивного на местах не происходит, никто не работает, нормальной жизни нет. Можно отмотать историю назад и вспомнить – как нехотя региональные СМИ рассказывали о 1000-летии Ярославля или Мировом политическом форуме, проходившем в областном центре. То ли денег за это хотели, то ли не понимали важность этих событий, то ли им не рассказали об этой важности. Но не будем погружаться в глубокую историю. В октябре в Брейтовский район приезжала Общественная палата Ярославской области с целью понять, наконец, роль и место Ситской битвы в истории Ярославского края. Наметили планы, шаги, действия. И что? Количество материалов об этом и в районных, и в региональных СМИ можно пересчитать по пальцам. И таких примеров – огромное множество по всем районам Ярославской области, к сожалению.

Никакими договорами на информационное обслуживание эти темы не вытащить в верхние части новостных лент. Пока в головах главных редакторов и журналистов, наконец, не переключится что-то важное: не надо на патриотизме зарабатывать, не может история родного края лежать в основе рейтинга. Есть какие-то человеческие ценности и правила, важные для людей и будущего, в том числе будущего самих СМИ. К слову, сейчас газета «Брейтовские новости» проводит опрос: «Какие темы вы хотели бы, прежде всего, видеть на страницах газеты?» Рассказы о людях села – 38%, история, краеведение, местные мемуары – 27%, деятельность предприятий и организаций – 19%. И только после этого: работа органов местного самоуправления – 6%. Показательная статистика.

Четвертое. Объединение усилий.

На территории Брейтовского района достаточно успешно взаимодействуют между собой старая авторитетная газета «Брейтовские новости» и молодой амбициозный сайт «Наш Брейтовский район». Работают на разные аудитории, реализуют совместные информационные проекты, обмениваются фактами, дополняют друг друга. Очевидно, что такое объединение усилий – это не конкуренция, а поддержка друг друга и поддержка самого Брейтовского района в информировании и населения, и власти, и потенциальных инвесторов.

Но на тему объединения можно посмотреть еще шире, как минимум, на межмуниципальном уровне. «Кустовые», к примеру, информационные агентства, рассказывающие о жизни не только в одном районе, а в нескольких соседних, могут оказаться полезными. Во-первых, появится возможность привлекать внимание к общим для территорий проблемам – в том числе внимание областной власти. То, что у соседних, например, Брейтовского и Некоузского районов общих проблемных точек много – это факт. Как, впрочем, и точек роста, к которым, объединяя усилия, проще привлечь внимание. Во-вторых, с точки зрения маркетинга и финансовой составляющей объединенный ресурс – это дополнительные возможности зарабатывания денег, минимизации расходов и так далее. Но объединенный ресурс будет хорош лишь в том случае, если его делать вдумчиво, последовательно, без шашек наголо.

Пятое. СМИ как инициатор событий.

«Газета – не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор», - сказал когда-то Владимир Ленин. Чем быстрее средства массовой информации и курирующие их в области и на местах люди поймут, что СМИ – это совсем не только место, где пишут или рассказывают, тем будет лучше. «Брейтовские новости» проводят футбольный турнир памяти Александра Богаченко, даниловская «Северянка» организовала самый масштабный в области (может, и в стране) хоккейный матч, «Комсомольская правда – Ярославль» возрождает дачу художника Коровина. И так далее, и тому подобное. Эти СМИ не описывают события, а их инициируют и реализуют, конечно, не без поддержки местной или областной власти. Но и без них будут это делать. Планируя то или иное мероприятие, власть, наконец, должна понять: СМИ – это не те, кого за день до события позвали и попросили что-то по итогам написать. Это полноценные обязательные участники любого события и мероприятия – будь то футбольный турнир, работа с инвестором или то самое пресловутое 1000-летие Ярославля. Тогда и людей на этих событиях будет больше, и информационная отдача – заметнее.

Шестое. Областная поддержка.

Все перечисленные пункты, наверное, важны. Если бы не одно «но» под названием «бюджет» или «экономика». СМИ, к сожалению, редко могут быть финансово выгодным предприятием. И на уровне муниципального района, и на уровне региона, и на уровне страны. Так устроен, к сожалению, современный информационный мир. Еще одна беда – это невидимое влияние (или попытка влиять) на СМИ: писать надо об этом, а об этом лучше не писать, вот это хорошая тема, а вот здесь давайте подумаем.

Поэтому сегодня современным средствам массовой информации нужна поддержка. Просто поддержка, без условий. Поддержка моральная. Например, из уст губернатора Ярославской области о важнейшей роли районных СМИ (причем, ведь это правда – роль огромна). Поддержка материальная. Причем не в формате договоров на информационное обслуживание (написано пять положительных материалов – вот вам оплата площадей, занятых под эти материалы). Лучше – в формате защищенной строчки в бюджете. А редакция сама сможет выстроить свою информационную работу так, что будет полезно власти и интересно людям. И, с другой стороны, будет тщательнее относиться к своим журналистским высоким задачам. Да, это не просто. Для власти непросто, для редакций непросто, для журналистов непросто. Но это – один из вариантов будущего взаимодействия власти и СМИ.

Как сказал несколько лет назад один районный журналист, «важно, чтобы власть понимала, что выстроив нормальные отношения с прессой, обеспечив доступ журналистов к информации, предприняв меры по обеспечению действенности газетных выступлений, она тем самым будет создавать себе положительный имидж. В таком случае и газеты, волей или неволей, должны будут поддерживать главу. Если это нормальные газеты».

Продолжение следует.

Титульное фото: областная, районная власть и СМИ вместе. Губернаторский форум СМИ, ноябрь 2010 года, автор фото: Татьяна Земскова.

Дано комментариев: 1 
Андрей Тутариков 06.12.2016 10:49:05
Обсуждение сообщения: Информирование граждан как точка роста Ярославской области

О визите Дмитрия Миронова в Брейтовский район - в сюжете телеканала "Первый Ярославский". См. ссылку.

Ответить

Наш Брейтовский район © - сайт о жизни Брейтовского района Ярославской области.

Справочная информация, актуальные новости, обсуждения.
Функционирует с 2015 года. Версия 3.0
Автор идеи, владелец и редактор: Тутариков Андрей (R)
Адреса для связи: breytovo.info@yandex.ru, breytovo.info@gmail.com
Подробная информация о всех возможных способах связи
Разработка: Кононов Дмитрий
Сейчас зарегистрированных посетителей на сайте: 0 Посмотреть подробнее...
Новостная лента RSS 2.0
Закрыть

Вверх