Транспортный вопрос
Продолжаем оценку перспектив Брейтовского, Некоузского и Мышкинского районов Ярославской области в случае их возможного объединения. Тема №2 – транспорт.
Анализируем веками актуальный транспортный вопрос: качество и количество дорог, организация пассажирских перевозок. Банально, но факт: хорошие дороги хорошо влияют на развитие территории, плохие – плохо. Причем, во всех сферах социальной и экономической жизни.
Эту всем известную истину хорошо понимали уже в начале XX века. «…Для края нужны улучшенные пути сообщения, которые связали бы его с центром и окраинами и возвратили бы прежнее значение местности, лежащей на бойком торговом перекрестке», - писал по поводу транспортного вопроса Мологского уезда один из наших главных краеведов Семен Мусин Пушкин.
Что есть у трех районов сейчас?
Брейтовский район – автомобильные дороги областного значения - 231 км, дороги местного значения - 207 км. Не отвечают нормативным требованиям 67%. Плюс Рыбинское море и неиспользуемые сейчас для перевозок реки. Плюс аэродром, который, впрочем, для регулярных авиасообщений давно не используется
Некоузский район - автомобильные дороги областного значения - 360 км, дороги местного значения - 679 км. Не отвечают нормативным требованиям 93,5%. Плюс железная дорога – с 1870 года.
Мышкинский район - автомобильные дороги областного значения - 262 км, дороги местного значения - 291 км. Не отвечают нормативным требованиям 79%. Плюс река Волга с паромной переправой через неё.
Что даст объединение?
Первое. Ни у одного из районов нет «полного дорожного комплекта». У одних нет железной дороги, у других - моря, у третьих – больших рек. Объединив районы, мы получаем, действительно, мощную транспортную инфраструктуру. В ней, при правильном управлении, выстраивании логистики, получении инвестиций для развития, можно создать уникальную транспортную сеть с перевалочными центрами в местах пересечения железных и автомобильных дорог, моря и рек.
Второе. Объединенная территория получит в управление и обслуживание более двух тысяч километров дорог, в которых 80% не соответствуют нормативным требованиям. Очевидно, что сначала приводить в порядок будут территории, где показатель хуже среднего по району. То есть все внимание - дорогам нынешних Некоузского и особенно Мышкинского районов. Брейтовскому району с этой точки зрения объединение не нужно. И без того проблемные участки дорог, например, на въезде в Ульяниху со стороны Брейтова или у границы с Некоузским районом в районе Соколов, так и не приведут в порядок. С другой стороны, увеличение протяженности дорог, находящихся под контролем одного района, позволит добиться привлечения дополнительных ресурсов на их обслуживание. Больше современной техники, более качественные материалы, более жесткий контроль соблюдения качества. Все-таки «большим» структурам и «большим» территориям при правильной подаче и правильном обосновании легче добиться большего финансирования.
Фото: на выезде из Брейтова в сторону Покровского.
Третье. Дорожное объединение может ускорить решение многих нерешаемых до сих пор вопросов. К примеру, строительство (или реконструкция) пассажирского причала в Брейтове или как вариант – покупка сюда дебаркадера. Нынешний причал (построенный, к слову, 40 лет назад) при низкой воде не может принимать туристические теплоходы и даже обычные пассажирские «Метеоры» - страдают местные жители и экономика района. Или автомобильный переезд через железную дорогу в Новом Некоузе (который , на самом деле, и не переезд, а переделанный под машины мост через реку Ильд). По нему из-за ограничения по высоте не могут ездить большие грузовики, а из-за узости - не могут разъехаться два автомобилям. Даже с точки зрения безопасности людей это не очень хорошо. Мышкину тоже много что нужно срочно исправить. Например, въезд в город со стороны станции Волга – объезжая ямы можно опоздать на паром. Очевидно, что лозунг «Вместе мы – сила» имеет место быть и проблемы могут решаться быстрее.
Фото: берег реки Сить напротив стоящего там причала для «Метеоров».
Четвертое. Если внимательно посмотреть на транспортные карты районов, можно заметить неприметную, но в перспективе очень важную деталь. Через эту территорию проходит еще одна дорога на Санкт-Петербург. Это, конечно, не федеральная трасса, маршрут кривоватый, но зато у водителей появляется возможность выбора, что всегда хорошо. Дорога Санкт-Петербург – Устюжна – Весьегонск – Брейтово – Новый Некоуз - Мышкин – Углич – Ярославль (или Москва) может быть интересна жителям районов, туристам, бизнесу. Конечно, здесь правильнее говорить не о межрайонной, а даже о межобластной кооперации. Единая транспортная связь трех районов Ярославской области плюс Вологодской и Тверской позволит создать новые направления развития экономики (торговля, бытовые услуги), активизировать совместные социальные программы. А еще - развивать принципиально новое направление экономики – транспортные и логистические услуги.
Фото: въезд в Брейтовский район со стороны Тверской области.
Автобусный транспорт.
Собственно, здесь объединение произошло давно. «Шестихинское автотранспортное предприятие» (Некоузский район) обслуживает 22 маршрута на территории Брейтовского, Мышкинского, Некоузского и Угличского районов. Даже кадры в АТП собрались из разных районов – с Волги, Борка, Некоуза, Мышкина и Брейтова. У АТП имеются 23 автобуса и три автостанции. Что интересно: только в Брейтове она оборудована в соответствии с нормами – видеонаблюдение, стоянка транспорта, зал ожидания для пассажиров. В Мышкине помещение арендуется, в Шестихине билеты продают из переделанного железнодорожного вагона, а пассажиры ждут автобусы в здании железнодорожного вокзала. То же самое – в Новом Некоузе: выручает железнодорожный вокзал, а продажа билетов происходит в автобусе. По большому счету, можно говорить не только об уже случившемся межрайонном объединении в организации перевозок пассажиров, но и об объединении двух видов транспорта - автобусного и железнодорожного. Даже расписание автобусов часто привязано к графику прибытия пассажирских поездов. Изменит ли что-то принципиально возможное объединение? Едва ли.
Фото: билетные автобусные кассы в Шестихине. Фото: Татьяна Земскова.
Железнодорожный транспорт.
Маловероятно, что с объединением районов вернутся к нереализованному в начале XX века проекту железной дороги Рыбинск – Молога – Мга – Санкт-Петербург с прохождением через современные Некоузский и Брейтовский районы. Маловероятно, что рядом с линией, впервые уложенной в 1870 году, проложат вторую. Это зависит не от локальной ситуации, а от экономики страны и стратегии развития Российских железных дорог.
В Шестихине уже выстроен необычный для небольших станций двухэтажный вокзал и высокий перрон для приема пассажиров. Другого здесь не нужно. На станции Волга вокзал старинный и деревянный. Его можно считать историческим памятником, который ни в коем случае нельзя сносить. Разве что построить рядом новый, а это здание переоборудовать под музей (как это сделали, например, на станции Ясногорск Тульской области). В этом вопросе объединение может помочь. Но зато может навредить - в другом. Как известно, когда в этих местах в конце XIX века провели железную дорогу, усилилось отходничество местных жителей на заработки в разные города страны. Один большой район, в центре которого проложена железная дорога, к ней ведут разные автобусные маршруты – все это может усилить отходничество образца XXI века части мобильных жителей территории. Вряд ли это нужно сейчас и без того малочисленным селам и деревням.
Фото: железнодорожный переезд между Новым Некоузом и Шестихиным. Фото: Татьяна Земскова.
Речной и морской транспорт.
Брейтовский, Некоузский, Мышкинский районы очень отличаются друг от друга с точки зрения сегодняшнего и потенциального использования водных ресурсов для транспорта. И объединение едва ли повлияет на расстановку сил. Новый район при любых раскладах не сможет построить мост через Волгу в Мышкине – это экономически невыгодно. Как ездили мышкари и мышкарки во время ледостава и вскрытия Волги на другой берег через Углич, так и будут ездить. Как добирались до Брейтова на «Метеоре» жители Рыбинска и Ярославля только во время навигации, так будет и потом.
Фото: вид на Мышкин с паромной переправы.
Перед тем как поставить итоговые оценки, проанализируем кусок «Законченного, доработанного варианта альтернативной Концепции объединения районов с центром в г. Мышкин», подготовленного общественниками города. «На основании вышеизложенных данных можно сделать вывод, что лучшим обеспечением дорожно-транспортной сферы своего хозяйства обладает Мышкинский район. При хорошо развитой сети дорог, высокой плотности населения и высокой транспортной доступности своих территорий». При всем уважении к авторам, вывод выглядит преувеличением. В нем, как минимум, не учтено соблюдение районами нормативных требований к дорогам, наличие и состояние инфраструктуры перевозки пассажиров (вспомним историю с автовокзалами – где они есть, а где их нет), разнообразие видов транспорта в каждом районе и так далее. Впрочем, появление такого вывода понятно: «…Также обоснованным выглядит вывод, что именно здесь [в Мышкине – прим. редакции сайта] должен быть центр нового большого объединённого района».
Мы в своем субъективном анализе не пытаемся определить место для районного центра, пока важнее оценить плюсы и минусы объединения. В целом получается, что с точки зрения транспортной инфраструктуры это больше плюс, чем минус. А с точки зрения перевозки пассажиров – «статус кво» или даже ухудшение. Оценивая долгосрочные перспективы, в итоговой оценке мы отдали незначительное преимущество объединительным процессам.
-
Плюсы: качественные дороги, проходящие через три района, объединенные в единое транспортное пространство, позволят реализовывать общие социальные проекты, сделают территорию более привлекательной для инвесторов, повысят качество предоставления некоторых государственных и муниципальных услуг.
-
Минусы: Автобусные пассажирские перевозки уже объединены в рамках района. Для железнодорожного, морского и речного транспорта объединительные процессы едва ли что-то изменят. Объединение районов предполагает перенос многих административных и социальных учреждений в одно место – в районный центр. При этом обязательным условием называется сохранение доступности и качества услуг жителям. Это означает обязательный ремонт дорог, организацию дополнительных маршрутов – закупку новых автобусов, оборудование остановок, установку знаков и многое – многое другое. Такие изменения потребуют огромных средств, дополнительные расходы лягут тяжелым бременем на бюджет территории и бюджет области. Не исключено, что он окажется намного больше предполагаемой от объединения экономии. Новые дороги и новые маршруты – это замечательно, но нужно ли их вести до далекого нового районного центра вместо локальных и сравнительно дешевых мероприятий вокруг давно существующего?
Итог нашего субъективного анализа темы №2 «транспорт»:
«За объединение» : «Против объединения» - 1,0:0,5.
Общий счет по итогам двух туров:
«За объединение» : «Против объединения» - 2,0:1,0.
Продолжение следует.
Предыдущие публикации по теме:
Количественные и качественные показатели
Нежадный туризм
Фото: а еще дороги можно использовать так. На въезде в деревню Большая Новинка.